Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Мосты приведут к нормативу

Эта задача решается в рамках нацпроекта БКД

Член Комитета СФ по экономической политике, руководитель рабочей группы по мониторингу реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в части приведения в нормативное состояние мостов и путепроводов Ирек Ялалов провел первое заседание рабочей группы по мониторингу ремонта мостов и путепроводов.

В мероприятии приняли участие сенаторы РФ, представители Министерства транспорта РФ, Министерства строительства и жилищно–коммунального хозяйства РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального дорожного агентства, строительных организаций, ОАО «РЖД», Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР».

Участники заседания рассмотрели меры, способствующие увеличению темпов строительства мостов и путепроводов, восстановлению аварийных и предаварийных мостов.

Рабочая группа была создана распоряжением председателя СФ 22 февраля текущего года. «Вопрос восстановления аварийных и предаварийных мостов стоит достаточно остро практически во всех регионах», – заявил Ирек Ялалов. По его словам, рабочая группа призвана обеспечить сбор, анализ и обобщение информации о мостах и путепроводах, находящихся в аварийном и пред-

аварийном состоянии, мероприятиях по их восстановлению; продолжить взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги»; подготовить предложения о мерах по увеличению протяженности приведенных в нормативное состояние мостов и путепроводов, в том числе по совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих при их проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и эксплуатации.

Ирек Ялалов напомнил, что в мае прошлого года Комитет СФ по экономической политике проводил «круглый стол» на тему развития мостостроения в РФ, по его итогам были сформулированы рекомендации Правительству РФ, многие из которых уже реализованы или ждут своего решения.

В рамках нацпроекта БКД предусмотрена отдельная подпрограмма восстановления аварийных и предаварийных мостов, к ней подключились все субъекты РФ, кроме Москвы. Было принято постановление Правительства РФ от 9 августа 2021 года № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в котором установлена возможность изменять цену действующего контракта в связи с ростом цен на строительные ресурсы. «Это относится и к государственным, и к муниципальным контрактам, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений. Однако из этого перечня выпали работы по текущему ремонту и содержанию дорожной инфраструктуры, для чего используют те же строительные ресурсы», – подчеркнул сенатор.

Он напомнил, что по итогам правительственного часа с участием министра транспорта РФ Виталия Савельева было принято постановление № 129–СФ от 13 апреля 2022 года, в котором Правительству РФ, в частности, было рекомендовано установить совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации контроль за уровнем цен на дорожно–строительные материалы, разработать меры, направленные на недопущение их необоснованного завышения, а также рассмотреть вопрос об установлении возможности изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог и который заключен в соответствии с федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с увеличением цен на строительные ресурсы.

«Вопрос финансирования дорожной деятельности – один из самых болезненных для регионов. В постановление № 129–СФ вошла также рекомендация Правительству РФ подготовить предложения по совершенствованию механизма формирования дорожных фондов с учетом необходимости финансирования в полном объеме мероприятий, предусмотренных нацпроектом БКД и КПМИ», – напомнил парламентарий.

Комментируя замечание Ирека Ялалова о том, что работы по текущему ремонту и содержанию дорожной инфраструктуры не учтены в механизме по удорожанию строительных материалов (в рамках нацпроекта БКД 92% объектов – это объекты ремонта), директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Андрей Шилов заверил, что эта проблема активно обсуждается с Минфином и Аппаратом Правительства РФ, соответствующий документ находится в высокой степени готовности.

Андрей Шилов рассказал о проведенной работе по сбору и анализу ситуации в части мостов и путепроводов. По его словам, сформированы целевые задачи в горизонте до 1 января 2025 года с перспективой до 2030 года, определено финансовое обеспечение.

«Финансовая поддержка, сформированная из акцизов на нефтепродукты, направляется не только на мостовые сооружения, но и на дороги. Изначально планировалось зафиксировать распределение в равных долях – на искусственные сооружения и на автомобильные дороги, но совместно с субъектами принято более гибкое управление, и данное требование исключено из правил предоставления субсидий», – сообщил Андрей Шилов.

В соответствии с паспортом федерального проекта «Регио-

нальная и местная дорожная сеть» к 2025 году планируется привести в нормативное состояние 101,7 тыс. пог. м искусственных сооружений, а к концу 2030 года – 290 тыс. пог. м.

По состоянию на 1 января 2022 года на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения расположены 35 400 искусственных сооружений (1720 км). Из них в неудовлетворительном, предаварийном и аварийном состоянии – 11 600 шт., в том числе регионального и межмуниципального значения – 8800 и местного значения 2700 шт. «Из этой категории мы в первую очередь до 2025 года обратили внимание на сооружения, которые находятся в аварийном (1200 региональных мостов и 650 мостов местного значения) и предаварийном состоянии (1300 региональных мостов, 553 моста местного значения), потом займемся мостами, которые находятся в неудовлетворительном состоянии», – сказал Андрей Шилов.

В период с 2022 по 2024 год на приведение в нормативное состояние региональных дорог и искусственных сооружений в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» будет выделено 422,3 млрд руб. В текущем году из предусмотренных 68,3 млрд руб. планируется привести в норматив 16,3 тыс. пог. м искусственных сооружений, в 2023 году – 35,4 тыс. пог. м (объем финансирования – 139,4 млрд руб.), в 2024 году – 50 тыс. пог. м (214,6 млрд руб.).

Перспективное направление – приведение в нормативное состояние существующих мостовых сооружений с акцентом на ремонте и капитальном ремонте. Мероприятия по реконструкции и строительству новых мостов начнутся с 2025 года. «В качестве дополнительного механизма ликвидации аварийных сооружений на региональной сети предлагаем мероприятия по приведению опорной сети к нормативным требованиям. Безопасность перевозок должна быть обеспечена в том числе несущей способностью дорожных одежд и грузоподъемностью искусственных сооружений. Очень важно обеспечить бесшовную логистику на автомобильных дорогах опорной сети. Мы планируем приводить опорную сеть к осевой нагрузке 11,5 тонны на ось с соответствующей осевой нагрузкой на искусственное сооружение», – резюмировал представитель Минтранса России.

Генеральный директор Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса

(АСДОР) Юрий Агафонов напомнил, что в марте в Санкт–Петербурге прошла XIV конференция «Актуальные проблемы проектирования автомобильных дорог и искусственных сооружений» с участием представителей организаций дорожной отрасли из разных регионов Российской Федерации: заказчиков и подрядчиков, строителей и проектировщиков, поставщиков материалов и оборудования.

Основные вопросы касались проблем ценообразования, существенного увеличения в 2021 году цен на строительные ресурсы, а также мероприятий, призванных минимизировать негативный эффект роста цен. При этом было отмечено, что ни одной подрядной организации в сфере дорожного строительства не удалось получить компенсацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 года №1315.

«Например, по некоторым объектам выделена компенсация, но туда не вошли суммы закредитованности подрядчиков и мостовиков, которые платят огромные проценты по кредитам. Ситуация накалена до предела, никто не хочет идти на новые тендеры и брать кредиты под высокие проценты, в результате многие тендеры по стране признаны несостоявшимися из–за отсутствия конкурсных заявок», – сказал Юрий Агафонов.

Он озвучил предложения, выработанные участниками конференции: в частности, необходимость внесения изменения в приказ Минстроя России

№ 421 от 4 августа 2020 года, согласно которому приложение № 9 должно нести обязательный характер, а не рекомендательный. Это позволит гарантированно получать компенсацию затрат на оплату процентов за пользование кредитами, затрат на расширенное банковское сопровождение, затрат, связанных с предоставлением обязательной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств.

Еще один принципиальный вопрос – предоставление победителям тендеров кредитных линий со ставкой 6% годовых для выполнения государственного заказа в целях предотвращения срыва работ по выполнению государственных контрактов по строительству, проектированию и изысканию. «Эту цифру рассчитали сами банкиры, и независимо от экономической ситуации у них остается еще 1–1,5% прибыли. Сейчас подрядные организации вынуждены брать кредиты под 30% годовых на закупку материалов, в сводно–сметном расчете эти дополнительные затраты не учтены. Несмотря на то, что действие постановления № 1315 продлено до конца года, сложившаяся ситуация только усугубляется и приведет к массовому банкротству подрядчиков и к «замораживанию» строительных объектов», – заявил Юрий Агафонов.

По его словам, экспертное сообщество поддержало предложения Министерства экономического развития об установлении нормы сметной прибыли не менее 25%.

На сегодняшний день норма сметной прибыли в сводно–сметном расчете составляет 5%. Неучтенные и некомпенсируемые затраты подрядчика на каждом объекте (до 2021 года) составляли от 5 до 8% от стоимости контракта. Необходимо увеличить размер сметной прибыли в контрактах на строительство и реконструкцию дорожных объектов для возможности компенсации затрат при увеличении стоимости материалов, а также оплаты необходимых, но не учитываемых сметой требований и дополнительных работ. Определять норматив сметной прибыли с учетом разумной величины «дохода собственника». На стадии прохождения экспертизы включить позицию «Премия за своевременное завершение строительных работ» в размере 2% от стоимости строительно–монтажных работ. Такая практика с 2019 года применяется в Москве (02.07.2019, № 309–ПР).

Сегодня одна из самых актуальных задач в управлении инвестиционно–строительными проектами – установление баланса интересов заказчика и подрядчика. Справедливое распределение рисков и возмещения – краеугольный камень в отношениях между участниками инвестиционного процесса.

В настоящее время в России нет формализованного и всеми признанного инструментария, который бы позволял быстро и эффективно решать такие вопросы. В то же время в сфере строительства иностранные инвесторы, банки, заказчики и подрядчики уже давно работают с использованием стандартов и типовых договорных конструкций, основанных на партнерской модели отношений. Наибольшее распространение из них получили стандарты и проформы контрактов Международной Федерации инженеров–консультантов (Federation Internationale Des Ingenieurs–Conseils – FIDIC).

Юрий Агафонов внес предложение внедрить в российскую практику контракты ФИДИК, связанные с осуществлением дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации.

Не секрет, что мостовики – специалисты высокого класса, даже простого рабочего нужно обучать не менее 10 лет. Эксперт привел данные мониторинга, согласно которому в России насчитывается 48 организаций–мостовиков, из них 20 – это крупный бизнес, остальные 28 – до 50 человек в штате. «Многие организации попросту ушли с рынка. Это стало результатом того, что вовремя не выделялись деньги на ремонт мостов, – пояснил Юрий Агафонов. – Например, в Астраханской области практически все мосты аварийные. Кто будет их ремонтировать? Местных мостовиков нет, тендер выиграла организация из Белгородской области. В?Башкирии – три мостовых организации, в Татарстане пять лет назад было три – сегодня одна. В Санкт–Петербурге 10 лет назад было 10 мостовых предприятий – сегодня одно».

Представитель от исполнительного органа государственной власти Астраханской области, сенатор Александр Башкин подтвердил, что в регионе, где 323 моста, нет собственных мостовых организаций. «По постановлению Правительства РФ были выделены дополнительные бюджетные ассигнования из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» на софинансирование мероприятий по приведению в нормативное состояние мостовых сооружений, которые расположены на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Астраханской области и находится в аварийном и предаварийном состоянии. На срочную реконструкцию 30 аварийных мостов выделены 500 млн руб. Сейчас в работе 15 мостов. Дело не только в деньгах, но и в совершенствовании нормативно–правовой базы, которая позволяет подрядчикам смело браться за эту работу, не бояться рисковать, брать подряды, кредиты, вкладываться в эти дорогостоящие длительные проекты», – убежден Александр Башкин.

Руководитель ФАУ «Главгос-

экспертиза» Игорь Манылов согласился с тем, что процедура по постановлению № 1315 тяжело запускалась, но сейчас это отработанный механизм как для федералов, так и для регио-

налов. Он обратил внимание на низкое качество проектов: «Все упирается в компетенции. Ресурсы мы найдем, технику пригоним, главное – профессиональные специалисты. Очень плохо обстоят дела с проектировщиками. По поручению заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина обучаем порядка 13 тыс. проектировщиков, поставили это дело на конвейер, даже перед большими проектами ведем специальные короткие пятидневные курсы, что существенно облегчает работу в дальнейшем».

По мнению генерального директора Ассоциации «РАДОР» Игоря Старыгина, необходимо не только работать по программе восстановления мостов, увеличения объемов ремонта, реконструкции, но и не допускать нанесения ущерба искусственным сооружениям, вести эффективную систему контроля за движением тяжеловесных транспортных средств.

«К сожалению, за этот год ситуация на автомобильных дорогах еще больше усугубилась. ГИБДД практически сложила с себя полномочия, передав их Ространснадзору, который по ряду причин не может в полном объеме выполнять эти задачи. В марте 2022 года правительством принято решение о переводе всех автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК) в режим мониторинга, речь шла о пропуске транспортных средств, перевозящих продукты питания и товары первой необходимости, в связи с тем, что на АПВГК идентифицировать провозимый груз не представляется возможным. В том же поручении указано принимать неукоснительные меры при фиксации перевеса в размере 50% и более. По нашим данным, был зафиксирован перевес от 50 до 170%. 20 апреля 2022 года в городе Спасск–Дальний Приморского края после проезда тяжеловесного транспортного средства произошло обрушение моста через реку Кулешовка. В прошлом году этот мост был обследован, признан пред-

аварийным, ограничения по массе были установлены в 20 тонн, грузовик двигался с общей массой 59 тонн, – констатировал Игорь Старыгин. – Мало того, что у Ространснадзора не хватает сотрудников – 1–2 человека на субъект РФ, у них нет полномочий для проверки документов водителя и на транспортное средство, чтобы в случае перевеса принять меры реагирования».

Игорь Старыгин обратился к сенаторам, чтобы они выступили с законодательной инициативой в части усиления ответственности водителей за неподчинение законным требованиям сотрудников Ространснадзора при осуществлении весогабаритного контроля, усиления административной ответственности за нарушение правил движения тяжеловесов в зоне АПВГК и увеличения сроков (2 мес.) расследования по ТС, которые сегодня находятся в аренде.

Генеральный директор Ассоциации «РАДОР» напомнил, что в Госдуму 15 марта 2022 года внесен законопроект, который предполагает отмену взимания средств с ТС общей массой 12 тонн. «Под лозунгом отмены «Платона» предлагается отменить статью 179.4 Бюджетного кодекса РФ, которая ввела 10 лет назад в нашу жизнь систему дорожных фондов. Но если не будет дорожных фондов, то не будет ничего – ни мостов, ни дорог. Мы обращались в Комитет Государственной думы по бюджету и налогам в части пересмотра законопроекта, что он не может быть принят в такой редакции. Сейчас законопроект направлен на рассмотрение в регионы. В случае принятия он может оказать самое негативное воздействие на дорожную деятельность», – считает Игорь Старыгин.

Ирек Ялалов заметил, что был активным сторонником внедрения системы «Платон». Он напомнил, что первый мост за счет этих средств был построен в Уфе. Возведение Затонского моста через реку Белая в микрорайоне Затон началось в 2013 году. Общая протяженность мостового перехода составила 836 м, длина подходов – 587 м. Стоимость моста – около 5 млрд руб. Предполагалось, что финансирование объекта в полном объеме будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета. С 2013 года на эти цели было выделено 3,5 млрд руб. В июле 2016 года распоряжением Правительства РФ республика получила 1,5 млрд руб. за счет средств системы «Платон» на завершение строительства сооружения. А за счет средств, высвободившихся из дорожного фонда субъекта Федерации, эти 1,5 млрд рублей позволили отремонтировать, построить по всей республике еще свыше 100 км новых дорог.

Кроме этого, в 2016 году еще в 19 субъектах благодаря системе «Платон» были запущены проекты ремонта, реконструкции, восстановления мостов, которые находились в аварийном состоянии.

Заместитель директора департамента Минстроя России Александр Корж обратил внимание на упрощение процедур в рамках Градостроительного кодекса и Бюджетного кодекса – казначейское сопровождение, банковские гарантии, внедрение в дорожное строительство офсетных контрактов: «Делается очень много для упрощения дорожного строительства, снижения рисков подрядных организаций. Мы делаем разворот на металлоконструкции, в том числе и по мостовым сооружениям, сегодня есть профицит по металлу, по поручению президента весь профицит останется в стране».

Завершая дискуссию, Ирек Ялалов проинформировал, что еще одно поручение – председателя СФ Валентины Матвиенко касается проблем, связанных с пешеходными переходами через пути РЖД и железнодорожными переездами. До конца июля состоятся еще три заседания рабочей группы, посвященные проблемам мостостроения: «Необходимо внести ряд изменений в действующее законодательство, в ведомственные нормативно–правовые акты и обеспечить всю цепочку коммуникаций между регионами и остальными участниками процесса ремонта мостов и путепроводов, в том числе с многочисленными федеральными структурами. Наша задача будет выполнена, когда последний мостовой переход будет приведен в надлежащее техническое состояние», – заключил сенатор.

…Да, сейчас Россия находится в состоянии «развода» с коллективным Западом, который безоглядно сжигает все мосты. Что ж, это его решение. А мы мосты будем строить!



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться