Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

От типового до внеклассного

Вопросы строительства и содержания мостов в регионах обсудили в верхней палате парламента

Состоялось второе заседание рабочей группы Совета Федерации по мониторингу ситуации в части приведения в нормативное состояние мостов и путепроводов.

Модератором выступил член Комитета СФ по экономической политике, руководитель рабочей группы Ирек Ялалов. В совещании приняли участие сенаторы РФ, представители федеральных органов власти и экспертного сообщества.

Если на первом заседании рабочей группы обсуждалась общая ситуация по мостам в стране, был дан анализ мостовых программ в регионах, то на этот раз участники мероприятия обсудили проблемы весогабаритного контроля, восстановления и содержания внеклассных мостов в регионах, практику применения типовых проектов в мостостроении, которые позволяют экономить средства и сокращать сроки строительства.

«Предыдущие «голодные» годы без должного финансирования привели к банкротству многих предприятий, а существующие экономические условия, дороговизна кредитных займов, материалов и техники, несовершенство методики определения сметной стоимости работ делают эту сферу непривлекательной для крупных инвестиций, – подчеркнул Ирек Ялалов. – Нужны государственные программы льготного кредитования, совершенствование методики определения сметной стоимости, увеличение норм сметной прибыли для государственных и муниципальных контрактов».

По словам Ирека Ялалова, большой урон мостам и путепроводам наносят транспортные средства, которые идут с существенным перевесом. «Весогабаритный контроль ведется недостаточно эффективно. Мы можем сколько угодно вкладывать деньги в строительство, реконструкцию и ремонт, но если не обеспечим сохранность мостов, то не закроем вопрос с аварийными мостами», – подчеркнул он.

Сенатор отметил также, что в настоящее время финансирование предусмотрено только на ремонт мостов, тогда как многие сложные сооружения требуют реконструкции. Необходимы дополнительные ассигнования из федерального бюджета на реконструкцию мостов и восстановление путепроводов.

Целевой показатель превышен вдвое

«Запланированные работы более чем вдвое превышают целевой показатель национального проекта «Безопасные качественные дороги», – заявил директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Андрей Шилов. – К концу 2022 года субъектами РФ планируется провести работы на 482 мостовых сооружениях общей протяженностью 37 км (из них 23 км – ремонт, 8 км – капитальный ремонт, 6 км – строительство и реконструкция), при этом плановое значение на текущий год – 16 км. На эти цели планируется направить 32,4 млрд руб., из которых 21,5 млрд руб. – средства федеральной поддержки».

Андрей Шилов отметил субъекты РФ, которые выделяют значительные средства на приведение мостов в нормативное состояние, – это Краснодарский край, Новосибирская, Томская, Омская, Смоленская, Тверская, Псковская, Волгоградская области, Республика Крым и Республика Татарстан. Регионы, направившие менее 20% средств, – Тыва, Калмыкия, Мурманская, Ярославская, Тульская, Амурская области, Республика Коми, Еврейская автономная область, Ставропольский край, Республика Дагестан.

В общей сложности на приведение в нормативное состояние региональных дорог и искусственных сооружений (ИССО) до 2024 года планируется выделить 422,3 млрд руб., что позволит привести к нормативу 101,7 тыс. пог. м мостовых сооружений, а к концу 2030 года – 290 тыс. пог. м накопленным итогом.

Кроме того, с ОАО «РЖД» и Росавтодором проработан вопрос о строительстве транзитных пешеходных переходов через железнодорожные пути в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». «Средства в полном объеме не расходуются, поэтому возможно направить часть средств на строительство и реконструкцию мостов и путепроводов, в том числе внеклассных. Для выполнения этой работы в рамках нацпроекта необходимо внести изменения в правила предоставления субсидий, сформировать пообъектный перечень планируемых искусственных сооружений, включить соответствующие показатели в федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть», – сказал Андрей Шилов.

Начиная с 2025 года 100% акцизов на нефтепродукты будут поступать в региональные фонды в соотношении: 58,2% – региональный бюджет, 41,8% – нацпроект БКД. Минтранс предлагает закрепить в законе о бюджете целевое направление средств на реализацию нацпроекта БКД по четырем направлениям: приведение в нормативное состояние дорог, приведение в нормативное состояние мостов, реконструкция мостов и путепроводов и капиталоемкие мероприятия на опорной сети. В общем итоге речь идет о сумме порядка 370 млрд руб. ежегодно. «В срок до 1 августа проработаем этот подход с регионами и рабочей группой Госсовета по транспорту. Соберем информацию и в зависимости от потребности средств на эти цели предложим распределение на 2025–2030 годы», – заключил представитель Минтранса.

Типовых проектов нет

Заместитель директора Департамента промышленного и гражданского строительства Минстроя России Александр Корж поднял вопрос типовых проектных решений при строительстве мостов. Очевидно, что применение типовых проектов позволит значительно сократить сроки и уменьшить стоимость строительства.

Нормативно–правовое регулирование в этой части было доработано, внесены изменения в законодательство, выпущено постановление правительства об утверждении критериев признания проектной документации типовой и правил использования такой документации. Признание проекта строительства типовым возможно при условии получения на него положительного заключения государственной экспертизы после завершения строительства и ввода в эксплуатацию проектируемого объекта.

Все сведения о типовой проектной документации будут вноситься в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ). Срок применения типовой проектной документации будет составлять пять лет со дня ее включения в ЕГРЗ. Однако в этот реестр не внесен ни один типовой проект моста, сказал Александр Корж. «На самом деле такие проекты, безусловно, есть, но признанными типовыми решениями они не являются, – отметил он. – Мы ведем консультации с Минтрансом, Росавтодором, РЖД. В работе находятся несколько проектов по строительству быстровозводимых пешеходных переходов, мостовых сооружений через малые реки, которые можно применять во многих регионах, что позволит сократить сроки и стоимость строительства. Предварительно выбраны 29 организаций, готовых включиться в этот процесс».

70% мостов требуют осмотра

Как сказал главный инженер ПАО «Мостотрест» Сергей Вольнов, большой процент обрушений или выхода из строя мостов связан с давностью их возведения, при этом чаще всего разрушаются железобетонные конструкции, которые массово использовались в 60–70–х годах прошлого века. В тот период в условиях строгого и ограниченного фондирования стальных металлоконструкций шло массовое строительство рамно–подвесных систем, поэтому применение металла при строительстве мостов было минимальным, в основном его использовали при возведении железнодорожных мостов. Фактически, это было опытно–экспериментальное строительство с преобладанием минималистических решений, что, с одной стороны, позволило решить задачу массового строительства, с другой – отказаться от некоторых решений ввиду появления дефектов в процессе эксплуатации.

Срок службы этих мостов перевалил за полвека, в большинстве своем они находятся в неудовлетворительном состоянии, нуждаются в реконструкции, так как не отвечают современным требованиям по пропускной способности, безопасности движения и грузоподъемности.

«Негативное воздействие агрессивной среды, особенно в городах, привело к уничтожению защитного слоя, обнажению арматуры, коррозии мостовых конструкций. Износ мостовых конструкций приводит к снижению безопасного порога периода эксплуатации, мост становится непригодным для использования. В этой связи на первый план выходит обязательное обследование мостовых конструкций с целью оценки выработанного и прогнозного остаточного эксплуатационного ресурса, проведение ремонтно–восстановительных работ, подбор и внедрение систем мониторинга действующих базовых нагрузок», – сказал Сергей Вольнов. По его оценкам, 70% мостов, построенных за последние 30 лет, требуют осмотра. В муниципальных образованиях вообще 10% мостов – в деревянном исполнении.

Необходимый уровень транспортно–эксплуатационного состояния мостовых сооружений должны обеспечивать мостовые службы, считает эксперт. Следующий уровень – наличие специализированного производственного подразделения, которое на месте эксплуатации мостов должно обеспечивать содержание и ремонт искусственных сооружений, в том числе на контрактной основе.

Разорвать замкнутый круг

Состояние искусственных сооружений существенно влияет на работоспособность транспортной инфраструктуры в регионах, а реконструкция или капитальный ремонт мостов практически всегда нуждаются в федеральном софинансировании, отметил президент ОАО «Институт Гипростроймост» Андрей Бобриков.

Основные проблемы, влияющие на сокращение срока службы мостов, связаны с ненадлежащим содержанием (несоблюдение периодичности осмотров и обследований); недостатком финансирования и квалифицированных кадров; несоблюдением межремонтных сроков; отсутствием у балансодержателя технической документации по сооружению; несоответствием грузоподъемности нормативным требованиям; недостаточной пропускной способностью; не соответствующими действующим нормам габаритами проезжей части.

Закрытие или ограничение движения при капитальном ремонте или реконструкции мостов всегда приводит к ухудшению транспортной ситуации, а в случае отсутствия альтернативных связей – к транспортному коллапсу. Получается замкнутый круг: транспортные проблемы на период ремонта наряду с ограниченным финансированием часто являются причиной несоблюдения межремонтных сроков. «Поэтому важнейшей проблемой при выборе стратегии по приведению мостов к нормативному состоянию является решение транспортных проблем в период реконструкции. Безболезненного закрытия или ограничения движения не бывает, – заявил Андрей Бобриков. – Основной задачей для увеличения межремонтного срока и срока эксплуатации мостов в целом является создание в регионах эффективной службы по их эксплуатации в соответствии с федеральными нормами и инструкциями для каждого конкретного сооружения. Эта комплексная задача предполагает соответствующее финансирование и кадровое обеспечение. Также возможна передача мостовых сооружений на содержание и эксплуатацию по договору специализированным дорожно–мостовым или мостостроительным организациям. Необходимо также обязать балансодержателя аккумулировать документацию по мостам (проектирование, обследование и ремонт), зачастую она отсутствует».

Проблема усугубляется тем, что во многих регионах эксплуатация искусственных сооружений поручена муниципалитетам, не имеющим в своей структуре специалистов–мостовиков, напомнил эксперт. Эксплуатация мостов фактически сводится к содержанию проезжей части и спорадическому привлечению специализированных организаций для обследования и оценки технического состояния, как правило, когда мост уже достигнет солидного возраста или при внештатных ситуациях, когда многие дефекты становятся необратимыми.

Вот только один из примеров. В 2019 году в Себежском районе Псковской области на автодороге Толкачево – Себеж – Заситино произошло обрушение одного из пролетов моста, построенного в 1962 году.

Строительно–монтажные работы начались в 2021 году. Специалисты демонтировали конструкции старого моста и возвели новые монолитные железобетонные опоры. На объекте выполнен полный комплекс мероприятий по устройству мостового полотна. Кроме того, обновлен участок автодороги на подъезде к сооружению и установлено металлическое барьерное ограждение.

Новый трехпролетный мост протяженностью 60,2 пог. м через реку Неведрянку в 2022 году принят в эксплуатацию. Он соответствует нормативным показателям по грузоподъемности и безопасности, а габаритные показатели – IV категории автомобильной дороги Толкачево – Себеж – Заситино.

«Игнорирование нормативных требований по периодичности осмотров мостовых конструкций не позволяет выявлять и устранять проблемы на ранней стадии и существенно сокращать затраты в будущем», – подчеркнул Андрей Бобриков.

Анализ материалов обследования указывает на то, что рекомендации по проведению ремонтных работ игнорируются балансодержателями или выполняются в неполном объеме в основном из–за проблем с финансированием.

На переднем крае

На помощь службам эксплуатации могут прийти такие инновации, как создание цифрового двойника, которое начинается с создания точной трехмерной копии физического сооружения. Применение технологии информационного моделирования является базовым направлением Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года. «Информационная модель служит основой для создания и построения цифрового двойника, который синхронизирован с физическим двойником. Цель двойника состоит в интеграции данных, поступающих от систем мониторинга, осмотров, диагностики интеллектуальных транспортных систем. Применение современных технологий потребует полного переоснащения служб эксплуатации в плане оборудования и программного обеспечения, повышения квалификации персонала, создания новых структур. Новая тенденция должна найти отражение при формировании программ обучения в вузах», – сказал президент ОАО «Институт Гипростроймост» и выразил готовность в рамках осенней сессии Совета Федерации сделать отдельное сообщение по цифровым инновациям в области транспортного строительства. «Применение современных технологий – важный вопрос. Мы должны быть на переднем крае современного мостостроения, использовать лучшие мировые технологии, учитывая наши климатические особенности. Необходимо переходить на новейшие технологии в мостостроении, для чего на государственном уровне нужен комплексный план мероприятий, чтобы отрасль двигалась вперед», – подчеркнул Ирек Ялалов и предложил Андрею Бобрикову выступить на эту тему перед членами СФ на одном из пленарных заседаний в рамках «Часа эксперта».

Самый ценный капитал

Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Юлия Лазуткина, представляющая Пензенскую область, рассказала о состоянии мостов в регионе.

В Пензенской области на балансе находятся 487 мостов, в том числе бесхозных, что представляет большую проблему, поскольку процедура постановки их на учет занимает длительное время и не позволяет быстро оценить аварийность и включить в программу реконструкции. В удовлетворительном состоянии – 302 моста, в неудовлетворительном – 168, в предаварийном и аварийном состоянии – 17 искусственных сооружений. Более 40% мостов и путепроводов в Пензенской области по своему техническому состоянию не соответствуют действующим нагрузкам и нуждаются в капремонте.

На дорогах регионального, муниципального и местного значения в рамках программы по восстановлению мостовых сооружений, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии, до 2024 года планируется привести в нормативное состояние 21 мостовое сооружение, или 1200 пог. м.

Сенатор привлекла внимание к проблеме компетентности кадров в регионах. По ее словам, во многих муниципалитетах нет квалифицированных специалистов и со стороны заказчика отсутствуют профильные мостовые организации. Для сравнения: в СССР было 13 мостостроительных трестов, сегодня – лишь две мостостроительные организации в Москве и Тюмени с общей численностью порядка 25 тыс. человек.

«Программа по ремонту аварийных мостов – это реальное начало реконструкции искусственных сооружений, но нужно начинать с вопроса подготовки кадров. На базе Пензенского колледжа транспортных технологий будет открыта новая специальность по строительству и ремонту мостов, путепроводов и иных искусственных сооружений», – проинформировала Юлия Лазуткина. Она призвала сенаторов поддержать это начинание и организовать обучение мостовиков, линейного персонала в колледжах в других субъектах Федерации.

«В дополнение к этому необходимо возрождать систему муниципального и государственного контроля в системе заказчиков, а это могут делать только специалисты с профильным образованием, все остальное от лукавого», – заключил Ирек Ялалов.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»

На снимках: (вверху) в Татарстане в 2022 году отремонтируют и реконструируют 12 мостов; (внизу) строительство четырехполосного моста через реку Киржач в Петушинском районе Владимирской области



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться