Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Мал городок, да дорог

Как решается проблема транспортной доступности малых городов России

Базовый подход к пространственному развитию страны уделяет больше внимания крупным городским центрам. Это реальность, сложившаяся в индустриальную эпоху и продолжающая доминировать сегодня. Вместе с тем важно выделить стратегическую роль малых поселений, особенно не включенных в агломерации, в обеспечении пространственной связанности страны и национальной безопасности. Огромные пространства оказались бы пустыми, незаселенными, выпавшими из социальной сферы, если бы не расположенные на них небольшие города и села. И многое, конечно, зависит от того, насколько комфортны, быстры и надежны транспортные коммуникации, которыми они связаны друг с другом и с более крупными городами.

Жизнь в пустеющей глубинке

Недавно в нашей газете мы рассказали о транспортных проблемах городских агломераций. Но если для жителей мегаполисов слаборазвитая дорожная сеть обостряет проблему автомобильных пробок и потери времени, то для людей, живущих в малых городах и сельских поселениях, транспортная доступность – это прежде всего отсутствие стабильной связи с внешним миром. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Во многом именно от уровня развития объектов социальной, транспортной инфраструктуры зависит качество жизни населения муниципального образования. Эта зависимость особенно ощутима в малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек, которые составляют более половины от общего числа городов России.

На большом историческом отрезке времени люди в России проживали в основном в малых городах и на селе. Индустриализация первых пятилеток советского периода открыла перед жителями городков и крестьянами новые возможности, дала шанс заработать солидные по сельским меркам средства на содержание своих семей. Далее в послевоенные, а потом и в постсоветские годы отток населения из небольших городков и сел продолжался по нарастающей, поскольку жить в пустеющей глубинке становилось все сложнее: непросто было найти работу, качество медицинских услуг и служб соцкультбыта на несколько порядков отличалось от городского.

Между тем именно в малых городах, по мнению специалистов, нет тотальной зависимости от техносферы и суеты, которая обезличивает жителей мегаполисов, ярче проявляется национальный характер и формируются ценности гражданина, которые одновременно являются опорными для общества и государства. Вместе с тем такие населенные пункты со своей древней историей и неповторимым обликом часто являются носителями нашей самобытности, национальной культуры, традиций и обычаев русского и других народов страны.

Города с историческим наследием

К примеру, на территории Владимирской области находится целая россыпь небольших городов с богатым историческим наследием и неповторимым обликом. В их числе Суздаль, Гороховец, Муром, Ковров, Боголюбово, Александров, Гусь–Хрустальный, Карабаново, Киржач, Кольчугино, Петушки, Покров, Струнино, Вязники и другие населенные пункты, где уровень развития социальной и транспортной инфраструктуры значительно уступает таковому в крупных городах. На исправление этой ситуации в том числе направлен национальный проект «Безопасные качественные дороги». Его реализация во Владимирской области идет полным ходом. Все работы по ремонту автодорог регионального и межмуниципального значения в 2023 году были законтрактованы уже к концу января. Только один из наиболее крупных подрядчиков – ГУП «ДСУ–3» – отремонтирует более 56 км покрытия на 18 объектах, в том числе 28 км – в рамках нацпроекта.

Так, работы пройдут на четырех участках трассы Владимир – Юрьев–Польский – Переславль–Залесский и четырех километрах дороги Сенинские Дворики – Ковров – Шуя – Кинешма. Помимо этого, будут приведены к нормативу участки автодорог Хохлово – Камешково – Ручей и Кольчугино – Киржач, Ундол – Копнино – Жохово и Колокша – Кольчугино – Александров – Фетинино, а также отрезок трассы от автодороги М–7 «Волга» до железнодорожного переезда в г. Петушки. Приведут в порядок и участки дорог Колокша – Кольчугино – Александров – Верхние Дворики, Дубки – Киржач, М–7 «Волга» – Болдино и Малышево – Красная Горбатка. Также ДСУ–3 отремонтирует 12 объектов на местных автодорогах общей протяженностью более 9 км и продолжит строительство Рпенского проезда во Владимире. Сейчас на последнем объекте силы сосредоточены на строительстве моста через реку Рпень. Специалисты построили подпорные стены, завершили сборку и обварку стыковочных швов пролетов.

Другой подрядчик – ООО «ВСК» – в рамках нацпроекта отремонтирует еще около 28 км автодорог региона, в том числе десятикилометровые участки трасс Касимов – Муром – Нижний Новгород и Гусь–Хрустальный – Уршельский. Строительная компания «Трасса» планирует привести в порядок участки общей протяженностью 25,7 км в Киржачском и Кольчугинском районах. ООО «Академия интерьера. Декор» отремонтирует 12 участков дорог общей длиной 27,5 км в Вязниковском, Гороховецком и Ковровском районах. Всего во Владимирской области в 2023 году планируется сделать ремонт на 138 км дорог регионального и муниципального значения.

Учитывая мнения жителей

При выборе объектов дорожного ремонта в Ярославской области учитываются мнения жителей региона. Так, в прошлом году был приведен в порядок участок дороги Каплино – Шельшедом – Рублево, ведущей к поселку Варегово. На качество этой трассы годами жаловались местные жители, 10 км пути приходилось преодолевать более часа. Теперь подъезд стал более комфортным и безопасным. Большой объем работ был выполнен на дороге Новое – Мышкин с подъездом к деревне Девницы и паромной переправе в деревне Борок. Приведен в порядок и участок дороги Туношна – Бурмакино, продолжен ремонт участков трасс Остапково – Заозерье – Колокарево – Старое Волино и Говырино – Дмитриевское – Нагорье.

Высокую социальную значимость в Ярославской области имеет и автодорога Углич – Некоуз – Брейтово, соединяющая четыре муниципальных района. За последние три года приведены в нормативное состояние более 50 км этой трассы в Мышкинском, Брейтовском и Некоузском районах. В 2023 году работы запланированы на участке длиной около 30 км. Среди социально значимых объектов ремонта в прошлом году были участки трасс Углич – Маймеры, Рыбинск – Арефино, Киндяки – станция Лом – Большое Село. Было завершено строительство нового участка дороги в обход города Гаврилов–Яма. В Тутаеве, где немало памятников культурного наследия, отремонтировали проезжую часть по улице Соборной и очередной участок улицы Моторостроителей. На региональных объектах нацпроекта сделан комплексный ремонт, включавший не только замену покрытия, но и обустройство остановочных площадок, тротуаров и пешеходных переходов, установку дорожных знаков и барьерного ограждения. На некоторых объектах проведено усиление дорожного основания методом холодной регенерации.

В самом Ярославле в прошлом году отремонтировано 27 участков улично–дорожной сети. В частности, работы велись на проспекте Толбухина, улице Батова, в проездах Школьном и Ухтомского, на участках Тормозного шоссе. Капитальный ремонт был организован на Ленинградском проспекте между улицами Волгоградской и Строителей и на участке улицы Пожарского. Также были установлены и обновлены 8 светофорных объектов. Комфортнее стал проезд к областной клинической больнице со стороны Красного Бора и деревни Алешково.

…И дорога к ЗАГСу

В прошлом году активные дорожные работы велись на территории старейшего города России Торжка, что в Тверской области. В числе других объектов была отремонтирована часть улицы Загородная, ведущей к местному ЗАГСу. Приведены в порядок улицы Огородная, Спартака, Свердлова. На последней полностью заменено асфальтовое покрытие, отремонтированы тротуары с учетом передвижения маломобильных групп населения. Для слабовидящих обеспечили понижение бордюров, установили тактильную разметку и специальные ограждения для безопасного передвижения пешеходов. А еще в минувшем году в Торжокском районе Тверской области по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» отремонтировали дорогу Торжок – Раменье протяженностью 24,2 км. Она связывает между собой населенные пункты Тверецкого сельского поселения и Торжок. По ней проходят маршруты пассажирских и школьных перевозок.

Прошлой осенью в Торжке была запущена новая модель пассажирских перевозок, что позволило расширить доступность городских маршрутов для горожан и гостей города. Все автобусы адаптированы под перевозку маломобильных групп населения. Мобильное приложение «Волга» позволило пассажирам отслеживать изменения в расписании, выстраивать маршруты передвижения, а также приобретать абонементы и оплачивать проезд по QR–коду. Автобусы, выполненные в едином стиле, вписались в городскую инфраструктуру. Прежде в городе действовали маршруты только частных перевозчиков, на работу которых местные жители часто жаловались.

Новая модель пассажирских перевозок внедрена на территории нескольких муниципалитетов, где проживает треть населения Тверской области – в Твери и Калининском районе, в Ржевской, Старицкой, Кимрской и Зубцовской агломерациях. Ежедневно на 195 маршрутов выходят 585 современных автобусов под брендом «Транспорт Верхневолжья» с обязательным предоставлением льготного проезда.

Важный итог прошлого года – завершение в рамках нацпроекта ремонтных работ на автодороге Дубна – Кимры – Горицы в Тверской области. Трехлетний государственный контракт на ее ремонт был заключен в 2020 году, тогда же было приведено в порядок 20 км трассы. В следующем году – еще 27 км и, наконец, в 2022–м – последний участок протяженностью 13,4 км. На объекте отфрезеровали старое покрытие, устроили два слоя асфальтобетона. Для обеспечения безопасности движения расчистили полосу отвода, укрепили обочины, установили дорожные знаки, нанесли разметку термопластиком. Автодорога Дубна – Кимры – Горицы входит в региональную опорную дорожную сеть. Она соединяет Тверскую и Московскую области, обеспечивает связь города Кимры с восточными и северо–восточными муниципальными образованиями региона, а также с федеральной трассой Р–132 «Золотое кольцо».

Повысить качество жизни

В Богородском районе Нижегородской области в рамках нацпроекта отремонтирован участок трассы Ушаково – Венец. Дорогой пользуются не только жители близлежащих населенных пунктов, но и работники сельхозпредприятия: здесь курсирует автотранспорт, на котором подвозят корм для коров и вывозят на реализацию молочную продукцию. Как отмечают на предприятии, до ремонта состояние дороги было таким, что весной и осенью на ней могла застрять даже грузовая машина. Приведение дороги в порядок улучшит качество жизни в расположенных рядом населенных пунктах и сделает более доступными для жителей и гостей региона замечательные виды на пойменные луга реки Оки. До ремонта износ дороги превышал 80%. На первом этапе рабочие выровняли ее грейдером, уплотнили и досыпали основание щебнем. Затем выполнили работы по укладке двух слоев асфальтобетона. В рамках контракта подрядчик также укрепил обочины.

Своя дорожная программа в Башкортостане, где в рамках нацпроекта к концу прошлого года завершен один из этапов реконструкции автодороги Бирск – Тастуба – Сатка. В эксплуатацию введен участок протяженностью более 20 км, расположенный в границах Караидельского и Дуванского районов. Благодаря чему стало возможно более комфортно и безопасно доехать до города с богатым историческим прошлым – Бирска, находящегося на высоком берегу реки Белой. В ходе работ дорожники устроили земляное полотно и водопропускные трубы, установили локальную очистную сеть в местах скопления воды с проезжей части. Также смонтировали три арочных моста, капитально отремонтировали переправу через реку Картья, под трассой устроили проход для животных, установили специализированные ограждения протяженностью 8 км, более 100 дорожных знаков и нанесли разметку.

Становится лучше и безопаснее улично–дорожная сеть городка Можга, расположенного на юго–западе Удмуртии. Его возникновение связано с развитием местного стекольного завода, основанного в позапрошлом веке на средства крупного мецената. В настоящее время ОАО «Свет» входит в десятку крупнейших производителей стеклотары в России. В рамках нацпроекта отремонтирована автодорога, ведущая от трассы М–7 «Волга» к новой Ледовой арене города. В объект вошли три участка городских улиц – Ивана Быстрых, Весенней и Наговицына. Там были уложены два слоя нового асфальтобетона, отсыпаны и укреплены обочины. Для безопасности пешеходов оборудованы искусственные дорожные неровности. Еще один объект – улица Вокзальная. Здесь был открыт транспортно–пересадочный узел, объединяющий железнодорожный и автовокзалы. Раньше на этом участке асфальта фактически не было, ширина дороги составляла в среднем 3,8 м. Дорожники расширили дорожное полотно до 6 м, было отремонтировано основание дороги, проведены работы по водоотведению. Кроме того, на этом объекте обустроены тротуары. Ранее в Можге были приняты еще два дорожных объекта – участок улицы Можгинская и дорога на городской пруд.

Свой путь

Чтобы поднять уровень жизни в малых городах, надо создавать условия для развития бизнеса там, где прежние градообразующие предприятия позакрывались, а для открытия новых производств в местной казне денег нет. Вот, скажем, как сумел подняться из запустения старинный город Мышкин, что в Ярославской области. Благодаря местным энтузиастам, создавшим там народный музей мыши, он постепенно превратился в крупный туристический центр с двумя десятками музеев. Сегодня здесь останавливается множество круизных теплоходов, идущих по Волге. Городок с населением 5,5 тыс. человек принимает ежегодно до 200 тыс. туристов. Бизнес теперь охотно вкладывает здесь свои средства. И на фоне сотен других небольших населенных пунктов страны Мышкин выглядит, можно сказать, зажиточным.

Другой вариант того, как можно удержаться на плаву, продемонстрировал небольшой город в Нижегородской области – Ворсма. Когда–то он был центром металлообрабатывающих народных промыслов. Местные мастера специализировались на изготовлении ножей. Сейчас в Ворсме работают медико–инструментальный завод и предприятие, выпускающее складные и охотничьи ножи. Делают их и несколько частных мастерских. Ощутимую поддержку бюджету городка оказывают туристы. Вблизи находится живописное озеро Тосканка. На одном из его островов в XVI веке был основан Свято–Троицкий Островоезерский монастырь. Народная молва гласит, что в стародавние времена у обители развились деловые связи с итальянским купечеством. Иностранцам эти места напоминали итальянскую провинцию Тоскана, отсюда и название озера.

Можно назвать не один десяток городов, которые выбрали главным направлением развития туризм. В их числе Боровск, Тобольск, Азов, Тутаев, Калязин, Губаха и многие другие. У каждого из этих населенных пунктов своя судьба, свой путь. Бесспорно одно: реанимировать затухающую жизнь малых городов поможет развитие коммуникаций. Если добраться в такое историческое поселение можно будет не по дороге–гребенке, которая в период дождей становится труднопроходимой, а по асфальтированному шоссе, где развит придорожный сервис и при необходимости к услугам автопутешественников современные кемпинги, тогда поток туристов будет расти, пополняя бюджет местных поселений. Мобильности бизнесу добавят малая авиация и скоростной железнодорожный транспорт. Последний даст возможность местным жителям быстрее добираться к местам работы, не покидая навсегда родные края.

По мнению экспертов, возрождению малых городов во многом бы способствовало упрощение системы налогообложения для местных предпринимателей. Большие надежды они связывают с реализацией нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться