Внутренний туризм – не только прекрасный отдых, но и серьезный вклад в патриотическое воспитание
По итогам 2021 года (2022 год по известным причинам не показателен) доля туриндустрии в ВВП России составила 2,4%. В рейтинге стран «Группы двадцати» (G20) по этому показателю наша страна занимает 14–е место – не самое последнее, но потенциал для роста есть.
Реализуется проект
С мая 2021 года года началась реализация национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Документ содержит три основных раздела: развитие туристской инфраструктуры, повышение доступности туристских услуг и совершенствование управления в сфере туризма.
Нацпроект ставит амбициозные, но вполне достижимые цели. В частности, намечено в 2,1 раза увеличить число туристских поездок по стране – с 65 млн в 2019 году (последний год до пандемии COVID–19, приведшей к резкому снижению турпотока) до 140 млн в 2020–м. В 1,7 раза планируется увеличить количество рабочих мест в отрасли – с 2,5 млн до 4,2 млн. В совокупности это должно обеспечить прирост вклада туриндустрии в ВВП страны в 2,2 раза – с 3,6 трлн до 8,3 трлн руб.
Современная политическая и экономическая ситуация внесла, как известно, свои коррективы. В свете известных событий отечественная туриндустрия, развивая новые международные маршруты, все больше ориентируется на внутренний туризм.
Расходы на транспорт в среднем чеке тура при поездках внутри России, по данным Ассоциации туроператоров, могут достигать 40%. Так что транспортная составляющая во многом определяет результаты работы отрасли в целом.
Туристическая инфраструктура в РФ получает финансирование не только в рамках своего отдельного проекта, но и за счет национального проекта и программ транспортного комплекса. В феврале 2022 года в государственную программу «Развитие туризма» были внесены изменения, касающиеся инженерной и транспортной инфраструктуры для развития туристических кластеров.
Без строительства необходимой обеспечивающей инфраструктуры к туристическим объектам должного развития туризма в субъектах не будет. Понимая важность этой задачи, Правительство РФ предоставляет субсидии регионам на эти цели, что позволит комплексно подойти к развитию туристической отрасли на местах. Средства пойдут на компенсацию затрат инвесторов на подключение к энерго–, газо–, водо– и теплосетям, строительство дорог. В рамках госпрограммы на создание инженерной и транспортной инфраструктуры из федерального бюджета в 2022 году было выделено 2,4 млрд руб.
БКД в помощь
Транспортная доступность важна для путешественников не меньше, чем сервис и комфортное размещение. Именно поэтому с самого начала реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» особое внимание уделяется дорогам к туристическим объектам.
С 2019 по 2021 год отремонтированы свыше 800 объектов общей протяженностью более 4 тыс. км, в 2022 году обновили покрытие еще на 2 тыс. км, ведущих к 418 объектам.
Так, в Иркутской области в прошлом году полностью привели к нормативу трассу Иркутск – Большое Голоустное. Сегодня один из популярнейших маршрутов к озеру Байкал проходит по качественной асфальтированной дороге протяженностью 114 км.
В Республике Марий Эл отремонтировали 32 км трассы Сернур – Казанское – Кукнур, которая ведет к селу Кукнур, где расположены владения марийского Деда Мороза – Йушто Кугыза.
Был выполнен весь комплекс работ: фрезерование старого покрытия, укладка выравнивающего и верхнего слоя асфальтобетона, укрепление обочин щебнем. Также были обновлены водоотводные решетки, обустроены автобусные остановки, установлены новые знаки и сигнальные столбики, нанесена разметка.
Во Владимирской области в 2022 году в рамках нацпроекта отремонтированы более 130 км автомобильных дорог, в том числе к историческому Мурому, купеческому Гороховцу, княжескому Юрьеву–Польскому, летописному Суздалю.
В частности, привели к нормативу 15 км трассы «Волга» в Гороховецком районе, которая обеспечивает транспортное сообщение древнейших городов Владимирской области: Мурома и Гороховца.
Трасса является частью нового уникального маршрута «Былинный путь» с посещением ключевых точек – Мурома, села Карачарово, Гороховца.
Туристический поток в область с ее историческим прошлым – Великим Владимирским княжеством, ядром современного российского государства, с каждым годом увеличивается. И не последнюю роль в расширении географии туристических маршрутов области играют безопасные и качественные дороги.
В Республике Карелия были продолжены работы по обновлению 40 км автодороги Медвежьегорск – Толвуя – Великая Губа, которая обеспечивает проезд к музею–заповеднику «Кижи», включенному в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В 2021 году уже был отремонтирован участок республиканской трассы протяженностью 37 км. Полностью это транспортное направление будет обновлено к 2023 году.
Также в Прионежье завершился ремонт последнего участка автодороги Соломенное – Ялгуба – Суйсарь протяженностью 11 км – это часть пути к горнолыжному центру «Ялгора», в Олонецком районе продолжатся мероприятия на региональной трассе Олонец – Пяткяранта – Леппясилта, ведущей к популярным местам отдыха в Приладожье.
В Костромской области также продолжают обновлять дороги, ведущие к туристическим объектам. Это касается ремонта подъезда к селу Марково протяженностью 5,1 км в Островском районе. Дорога ведет к мемориальному и природному музею–заповеднику «Щелыково», связанному с жизнью и творчеством драматурга А.Н. Островского, 200–летие со дня рождения которого будут праздновать в 2023 году.
Продолжится ремонт дороги Елизарово – Кологрив. Главная трасса Кологривского района ведет к природному заказнику «Гусиная пойма», где останавливаются на весеннюю стоянку дикие гуси и проходит ежегодный экологический праздник «День гуся». Дорога также ведет к природному заповеднику «Кологривский лес», в котором сохранилась единственная в Европе реликтовая тайга, не знавшая пожаров и вырубок. Число желающих побывать в этих интересных местах растет из года в год.
В Карачаево–Черкесии обновляются магистрали, ведущие к курортам республики. Одна из новых дорог соединит Архыз и поселок Пхию, что, по мнению экспертов, даст возможность обеспечить круглогодичную загрузку отелей и гостиниц, расположенных в курортной зоне. К концу 2023 года планируется завершить строительство дороги к Кислым источникам, от поселка Дукка до населенного пункта Дамхурц протяженностью 37 км. Новая дорога является частью перспективного проекта создания всесезонного туристско–рекреационного кластера «Пхия – Кислые источники». В перспективе предполагается строительство автомобильной дороги между курортами «Архыз» и «Красная Поляна». Разработан проект дорожной карты создания транспортного сообщения между курортами, сейчас он находится на согласовании.
Что касается Санкт–Петербурга с его культурным и историческим наследием, перечень объектов которого займет не одну страницу, то можно ограничиться общими цифрами. В 2022 году благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в Северной столице отремонтированы 46 магистралей общей протяженностью более 80 км. В это число входят улицы и проспекты, которые привлекают жителей и многочисленных гостей города своими историческими достопримечательностями или ведут к туристическим объектам.
В рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в Подмосковье в течение ремонтного сезона 2022 года отремонтированы порядка 23 км покрытия на восьми региональных дорогах, ведущих к туристическим объектам в шести городских округах.
В Можайске покрытие заменили на автодорогах Можайское шоссе – ст. Бородино (1,8 км) и Бородино – Колоцкое (3,2 км) – по ним можно проехать к Бородинскому полю, которое является памятником сражения 1812 года, к военным музеям и монастырям.
В Истре отремонтировали участок Волоколамского шоссе от СНТ «Гидротехник» до поворота на пос. Первомайский (4,3 км), что позволило жителям и гостям округа безопасно и комфортно добираться до Нового Иерусалима и скита патриарха Никона.
Улицы исторического центра рядом с Кремлем – Гранатную и Коломенскую – отремонтировали в Коломне. По ним можно проехать к Коломенскому кремлю, на территории которого расположены более десяти различных музеев.
В Волоколамском округе ремонт выполнили на автодороге Юрьево – Дубосеково (3,8 км), которая ведет к памятнику героям–панфиловцам.
К мемориальному комплексу «Бутово» проезд стал удобнее благодаря проведенным ремонтным работам на М–2 «Крым» в Подольске.
В Одинцовском округе покрытие обновили на автодороге Можайское шоссе – ст. Голицыно (2 км), которая служит проездом к усадьбе Большие Вяземы. И это далеко не полный перечень дорог, построенных и отремонтированных только в 2022 году, без которых туристы не добрались бы к интересным объектам.
По речным просторам
Но если об автодорогах информации достаточно, то речной туризм – не такая популярная тема. Развитие речного и круизного туризма в европейской части России в первую очередь связывают с Волгой. Волга была и наверное будет одним из главных речных туристических маршрутов. И даже в непростой 2022 год туристическая навигация на Волге сложилась.
С конца апреля по глубокую осень 2022 года теплоходы ходили по реке почти с максимальной загрузкой. Даже несмотря на то, что и самих круизных лайнеров весной 2022 года вышло из затонов значительно больше, чем годом раньше.
В Ярославской области круизный турпоток вырос на 35%. За период навигации теплоходы заходили в города региона Ярославль, Рыбинск, Тутаев, Углич, Мышкин и к парку–отелю «Бухта Коприно» более 2,2 тыс. раз, доставив туда 342 тыс. туристов. Небольшой, но любимый туристами город Мышкин принял 568 речных лайнеров и более 80 тыс. человек. В Кострому с апреля по октябрь 2022 года зашли 493 круизных судна, что на 20% больше, чем годом раньше.
В Ярославской области Правительственная комиссия по региональному развитию в РФ одобрила заявку региона на получение инфраструктурного бюджетного кредита в 2024 году в объеме 835 млн руб. для реализации инвестпроекта «Ярославия. Города у воды». На эти деньги будут строиться причалы и причальная инфраструктура у городов, расположенных на Волге, а также в районах реализации крупных строительных и туристических проектов. В частности, в планах – строительство марины для маломерных судов в Угличе, причала и марины, совмещенной с причалом, в Брейтове, обустройство причалов, реконструкция и капремонт инженерных коммуникаций, строительство марины на левом берегу Тутаева, сооружение причала и марины, проектирование и строительство инженерных коммуникаций в Пошехонье.
Два теплохода зашли в 2022 году и в строящийся в Завидове Тверской области, в устье реки Шоши, новый речной порт. Он первым в России специально спроектирован для туристических судов. Здесь будут три причальных фронта, которые позволят принимать до семи теплоходов одновременно, а среднесуточный пассажирооборот, по расчетам, превысит тысячу человек. Вне периода навигации порт сможет принимать на зимнее хранение пять круизных и до 10 экскурсионных и прогулочных судов. Сейчас здесь строится здание речного вокзала. Власти региона рассчитывают, что сооружение станет важным элементом обеспечивающей инфраструктуры туристско–рекреационного кластера «Волжское море» и в перспективе – стартовой точкой для большинства круизов по Волге. Очевидно, что в сезоне–2023 сюда зайдут уже больше двух многопалубных судов: еще в сентябре 2022 года стало известно о планах речного и морского туроператора «ВодоходЪ» по запуску в продажу туров с посещением Завидова.
И хотя волжскую туристическую навигацию–2022 можно считать удачной, но из–за летней жары и падения уровня воды в Волге опять возникали проблемы с прохождением судов через Городецкий гидроузел в Нижегородской области, что ломало графики их движения по маршрутам. И если при меньшем количестве причаливающих лайнеров и неполной их загрузке все эти вопросы решались проще (задержка на городецких шлюзах не редкость, проблема многолетняя), то в минувшем сезоне туркомпаниям пришлось буквально изворачиваться. Бывали дни, когда в небольшой Костроме причаливали сразу по 11 (!) теплоходов. По три корабля стояли у трех причалов и еще два – на рейде после высадки пассажиров. Им приходилось маневрировать, меняться местами.
Не менее интересным, хотя и не таким раскрученным регионом является Ленинградская область, которая всерьез рассчитывает на развитие речного круизного туризма: есть в области и полноводные реки, и замечательные места, куда могли бы заходить суда с туристами.
Еще пять лет назад Управление по транспорту Ленобласти активно занялось привлечением частных инвестиций для строительства причалов.
В 2017 году был построен причал в овеянной легендами Старой Ладоге, в 2018 году – причалы в Свирьстрое, неподалеку от памятников русского деревянного зодчества XVI века, и на острове Ореховый, где туристов интересует крепость Орешек. Еще через год, в 2019 году, были построены причалы в Невской Дубровке и Киришах. В 2021 году построен причал у диорамы «Прорыв блокады Ленинграда».
И именно в Ленинградской области впервые обозначили проблему, которая мешает развитию туризма на воде. Казалось, что направление речного туризма благодаря усилиям бизнеса и власти развивается и даже ковидные ограничения его не смогли остановить. Но, как выясняется, тормозит другое – чересчур громоздкая, не всегда актуальная система нормативного регулирования, а именно требование закона о транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры.
Эти требования не учитывают сезонности речного туристического бизнеса. Ведь как только на реках встает лед, туристический сезон заканчивается. Но просто закрыть объект инфраструктуры на замок нельзя. А что это значит на практике? То, что необходимо привлекать специализированное аккредитованное подразделение транспортной безопасности как в крупных городах, так и в регионах круглогодично и круглосуточно – даже зимой. Один такой пост с обходится минимум в 220 тыс. руб. в месяц.
Зима, река подо льдом, объект транспортной инфраструктуры не используется, но силы и средства продолжают отвлекаться. А с учетом нашего климата навигация на большинстве российских рек носит сезонный характер.
Платит, конечно, владелец причала. Но эти затраты он логично закладывает в стоимость билета, а значит, платят туристы. А между тем речные круизы и так достаточно дорогие.
С момента принятия Федерального закона от 09.02.2007 № 16–ФЗ «О транспортной безопасности» документы, регламентирующие разработку планов обеспечения транспортной безопасности, а также привлечение специализированных аккредитованных подразделений транспортной безопасности, трижды претерпевали значительные изменения. Речной круизный бизнес надеется, что и эти сезонные несуразицы будут замечены и устранены.
Говоря о путешествиях на воде, следует сказать, что развитие внутреннего речного туризма напрямую зависит и от состояния круизного флота, который, по мнению руководителя ОСК Алексея Рахманова, давно требует обновления. И работа в этом направлении ведется.
ОСК имеет заказ на три круизных судна класса «река–море» с рабочим названием «Карелия», они сделаны по так называемому оптимизированному проекту PV300. По этому проекту уже построен круизный лайнер «Мустай Карим». Судно планируется вместимостью 170 пассажиров. Лайнеры смогут эксплуатировать в Черном, Каспийском и Белом морях, акватории Финского залива и на внутренних водных путях. В зимний период их можно будет использовать в качестве плавучих гостиниц.
После того как эти суда будут построены, можно понять, как расширить серийное производство такого рода судов.
В рамках ПМЭФ–2022 ОСК представила судно «Соталия», предназначенное для речных перевозок малой дальности. Оно уже заинтересовало представителей регионов.
Корпорация уже готова к серийному выпуску «Соталии». Заканчивается оцифровка этого проекта. Предполагается не только производить это судно на верфях ОСК, но и отдавать в качестве франшизы тем верфям, которые бы хотели его строить. ОСК готова передавать им практически полный матпакет и набор технической документации. Все это может позволить достаточно быстро увеличить количество произведенных судов проекта «Соталия».
Это достаточно экономичное и, самое главное, построенное под очень жесткие ценовые параметры судно. С учетом того, что срок его строительства очень небольшой – при налаженной документации и поставках оно занимает не больше четырех месяцев, – есть все основания надеяться на участие в навигации 2023 года уже нескольких «Соталий» в разных регионах.
А что с автобусами?
Надо отметить, что развитие речного туризма крепко связано с… туристическими автобусами. Именно они стали самой большой головной болью сезона: эти по большей части зарубежные машины из–за санкций стало чрезвычайно сложно и дорого ремонтировать. Поиск и ожидание нужной детали могли продолжаться неделями, и все это время автобус стоял на приколе. А транспорта и без того не хватает, особенно если учесть, что увеличилось количество внутренних туристических поездок по своей стране не только по воде, но и по автодорогам. В той же, к примеру, Костроме у перевозчиков в наличии всего около двадцати более–менее нормальных туристических автобусов, причем все не новые.
– Все лето автобусы, на которых возили по городу экскурсантов с теплоходов раньше, были заняты, потому что люди стали больше путешествовать по России. Понятно же, что перевозчик в первую очередь предоставит свой автобус для более выгодной длительной поездки, а не на четыре часа для туристов с теплохода. А сколько нужно автобусов, если подошли пять судов, на каждом из которых восемь групп пассажиров? Подсчитать легко, а где их взять? Вот и выкручивались туроператоры и экскурсоводы, как могли.
Транспортную проблему даже в сегодняшних условиях решить можно – достаточно взять в лизинг китайские автобусы, хотя к ним есть справедливые претензии. Но дело в том, что зарабатывать на этом будут не региональные перевозчики или туроператоры, а в первую очередь владельцы теплоходов.
В Москве подобную проблему решают именно с применением лизинговых инструментов. Но есть существенная разница в расценках на работу туристических автобусов в Москве и, например, в Ярославле, Рыбинске, Костроме и других соседних областях. В Москве она превышает региональные расценки более чем в два раза, то есть столичные перевозчики могут получать доход, чтобы покрывать стоимость лизинга и еще самим зарабатывать. А если перевозчики в других регионах возьмут автобусы в лизинг, они ничего не заработают. Зарабатывать в итоге будут операторы речных круизов.
С этой же проблемой также сталкиваются туроператоры, которые в условиях ограниченного транспортного сообщения с южными курортами России начали формировать туры на базе автобусной перевозки. В туристическом сезоне – 2022 большое количество туристов прилетало в аэропорт Кавминвод и оттуда отправлялось автобусами в Краснодарский край и Крым. Автобусы, по данным Российского союза туриндустрии, находятся в плохом состоянии и их нечем ремонтировать.
Проблемы с производством туристических автобусов у нас в стране давние и до сих пор нерешенные. Но без собственных комфортабельных автобусов, как оказалось, развивать невозможно не только автотуризм, но и речной.
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук.
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.