Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Не надо рая: дайте Родину мою!

Внутренний туризм – не только прекрасный отдых, но и серьезный вклад в патриотическое воспитание

По итогам 2021 года (2022 год по известным причинам не показателен) доля туриндустрии в ВВП России составила 2,4%. В рейтинге стран «Группы двадцати» (G20) по этому показателю наша страна занимает 14–е место – не самое последнее, но потенциал для роста есть.

Реализуется проект

С мая 2021 года года началась реализация национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Документ содержит три основных раздела: развитие туристской инфраструктуры, повышение доступности туристских услуг и совершенствование управления в сфере туризма.

Нацпроект ставит амбициозные, но вполне достижимые цели. В частности, намечено в 2,1 раза увеличить число туристских поездок по стране – с 65 млн в 2019 году (последний год до пандемии COVID–19, приведшей к резкому снижению турпотока) до 140 млн в 2020–м. В 1,7 раза планируется увеличить количество рабочих мест в отрасли – с 2,5 млн до 4,2 млн. В совокупности это должно обеспечить прирост вклада туриндустрии в ВВП страны в 2,2 раза – с 3,6 трлн до 8,3 трлн руб.

Современная политическая и экономическая ситуация внесла, как известно, свои коррективы. В свете известных событий отечественная туриндустрия, развивая новые международные маршруты, все больше ориентируется на внутренний туризм.

Расходы на транспорт в среднем чеке тура при поездках внутри России, по данным Ассоциации туроператоров, могут достигать 40%. Так что транспортная составляющая во многом определяет результаты работы отрасли в целом.

Туристическая инфраструктура в РФ получает финансирование не только в рамках своего отдельного проекта, но и за счет национального проекта и программ транспортного комплекса. В феврале 2022 года в государственную программу «Развитие туризма» были внесены изменения, касающиеся инженерной и транспортной инфраструктуры для развития туристических кластеров.

Без строительства необходимой обеспечивающей инфраструктуры к туристическим объектам должного развития туризма в субъектах не будет. Понимая важность этой задачи, Правительство РФ предоставляет субсидии регионам на эти цели, что позволит комплексно подойти к развитию туристической отрасли на местах. Средства пойдут на компенсацию затрат инвесторов на подключение к энерго–, газо–, водо– и теплосетям, строительство дорог. В рамках госпрограммы на создание инженерной и транспортной инфраструктуры из федерального бюджета в 2022 году было выделено 2,4 млрд руб.

БКД в помощь

Транспортная доступность важна для путешественников не меньше, чем сервис и комфортное размещение. Именно поэтому с самого начала реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» особое внимание уделяется дорогам к туристическим объектам.

С 2019 по 2021 год отремонтированы свыше 800 объектов общей протяженностью более 4 тыс. км, в 2022 году обновили покрытие еще на 2 тыс. км, ведущих к 418 объектам.

Так, в Иркутской области в прошлом году полностью привели к нормативу трассу Иркутск – Большое Голоустное. Сегодня один из популярнейших маршрутов к озеру Байкал проходит по качественной асфальтированной дороге протяженностью 114 км.

В Республике Марий Эл отремонтировали 32 км трассы Сернур – Казанское – Кукнур, которая ведет к селу Кукнур, где расположены владения марийского Деда Мороза – Йушто Кугыза.

Был выполнен весь комплекс работ: фрезерование старого покрытия, укладка выравнивающего и верхнего слоя асфальтобетона, укрепление обочин щебнем. Также были обновлены водоотводные решетки, обустроены автобусные остановки, установлены новые знаки и сигнальные столбики, нанесена разметка.

Во Владимирской области в 2022 году в рамках нацпроекта отремонтированы более 130 км автомобильных дорог, в том числе к историческому Мурому, купеческому Гороховцу, княжескому Юрьеву–Польскому, летописному Суздалю.

В частности, привели к нормативу 15 км трассы «Волга» в Гороховецком районе, которая обеспечивает транспортное сообщение древнейших городов Владимирской области: Мурома и Гороховца.

Трасса является частью нового уникального маршрута «Былинный путь» с посещением ключевых точек – Мурома, села Карачарово, Гороховца.

Туристический поток в область с ее историческим прошлым – Великим Владимирским княжеством, ядром современного российского государства, с каждым годом увеличивается. И не последнюю роль в расширении географии туристических маршрутов области играют безопасные и качественные дороги.

В Республике Карелия были продолжены работы по обновлению 40 км автодороги Медвежьегорск – Толвуя – Великая Губа, которая обеспечивает проезд к музею–заповеднику «Кижи», включенному в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В 2021 году уже был отремонтирован участок республиканской трассы протяженностью 37 км. Полностью это транспортное направление будет обновлено к 2023 году.

Также в Прионежье завершился ремонт последнего участка автодороги Соломенное – Ялгуба – Суйсарь протяженностью 11 км – это часть пути к горнолыжному центру «Ялгора», в Олонецком районе продолжатся мероприятия на региональной трассе Олонец – Пяткяранта – Леппясилта, ведущей к популярным местам отдыха в Приладожье.

В Костромской области также продолжают обновлять дороги, ведущие к туристическим объектам. Это касается ремонта подъезда к селу Марково протяженностью 5,1 км в Островском районе. Дорога ведет к мемориальному и природному музею–заповеднику «Щелыково», связанному с жизнью и творчеством драматурга А.Н. Островского, 200–летие со дня рождения которого будут праздновать в 2023 году.

Продолжится ремонт дороги Елизарово – Кологрив. Главная трасса Кологривского района ведет к природному заказнику «Гусиная пойма», где останавливаются на весеннюю стоянку дикие гуси и проходит ежегодный экологический праздник «День гуся». Дорога также ведет к природному заповеднику «Кологривский лес», в котором сохранилась единственная в Европе реликтовая тайга, не знавшая пожаров и вырубок. Число желающих побывать в этих интересных местах растет из года в год.

В Карачаево–Черкесии обновляются магистрали, ведущие к курортам республики. Одна из новых дорог соединит Архыз и поселок Пхию, что, по мнению экспертов, даст возможность обеспечить круглогодичную загрузку отелей и гостиниц, расположенных в курортной зоне. К концу 2023 года планируется завершить строительство дороги к Кислым источникам, от поселка Дукка до населенного пункта Дамхурц протяженностью 37 км. Новая дорога является частью перспективного проекта создания всесезонного туристско–рекреационного кластера «Пхия – Кислые источники». В перспективе предполагается строительство автомобильной дороги между курортами «Архыз» и «Красная Поляна». Разработан проект дорожной карты создания транспортного сообщения между курортами, сейчас он находится на согласовании.

Что касается Санкт–Петербурга с его культурным и историческим наследием, перечень объектов которого займет не одну страницу, то можно ограничиться общими цифрами. В 2022 году благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в Северной столице отремонтированы 46 магистралей общей протяженностью более 80 км. В это число входят улицы и проспекты, которые привлекают жителей и многочисленных гостей города своими историческими достопримечательностями или ведут к туристическим объектам.

В рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в Подмосковье в течение ремонтного сезона 2022 года отремонтированы порядка 23 км покрытия на восьми региональных дорогах, ведущих к туристическим объектам в шести городских округах.

В Можайске покрытие заменили на автодорогах Можайское шоссе – ст. Бородино (1,8 км) и Бородино – Колоцкое (3,2 км) – по ним можно проехать к Бородинскому полю, которое является памятником сражения 1812 года, к военным музеям и монастырям.

В Истре отремонтировали участок Волоколамского шоссе от СНТ «Гидротехник» до поворота на пос. Первомайский (4,3 км), что позволило жителям и гостям округа безопасно и комфортно добираться до Нового Иерусалима и скита патриарха Никона.

Улицы исторического центра рядом с Кремлем – Гранатную и Коломенскую – отремонтировали в Коломне. По ним можно проехать к Коломенскому кремлю, на территории которого расположены более десяти различных музеев.

В Волоколамском округе ремонт выполнили на автодороге Юрьево – Дубосеково (3,8 км), которая ведет к памятнику героям–панфиловцам.

К мемориальному комплексу «Бутово» проезд стал удобнее благодаря проведенным ремонтным работам на М–2 «Крым» в Подольске.

В Одинцовском округе покрытие обновили на автодороге Можайское шоссе – ст. Голицыно (2 км), которая служит проездом к усадьбе Большие Вяземы. И это далеко не полный перечень дорог, построенных и отремонтированных только в 2022 году, без которых туристы не добрались бы к интересным объектам.

По речным просторам

Но если об автодорогах информации достаточно, то речной туризм – не такая популярная тема. Развитие речного и круизного туризма в европейской части России в первую очередь связывают с Волгой. Волга была и наверное будет одним из главных речных туристических маршрутов. И даже в непростой 2022 год туристическая навигация на Волге сложилась.

С конца апреля по глубокую осень 2022 года теплоходы ходили по реке почти с максимальной загрузкой. Даже несмотря на то, что и самих круизных лайнеров весной 2022 года вышло из затонов значительно больше, чем годом раньше.

В Ярославской области круизный турпоток вырос на 35%. За период навигации теплоходы заходили в города региона Ярославль, Рыбинск, Тутаев, Углич, Мышкин и к парку–отелю «Бухта Коприно» более 2,2 тыс. раз, доставив туда 342 тыс. туристов. Небольшой, но любимый туристами город Мышкин принял 568 речных лайнеров и более 80 тыс. человек. В Кострому с апреля по октябрь 2022 года зашли 493 круизных судна, что на 20% больше, чем годом раньше.

В Ярославской области Правительственная комиссия по региональному развитию в РФ одобрила заявку региона на получение инфраструктурного бюджетного кредита в 2024 году в объеме 835 млн руб. для реализации инвестпроекта «Ярославия. Города у воды». На эти деньги будут строиться причалы и причальная инфраструктура у городов, расположенных на Волге, а также в районах реализации крупных строительных и туристических проектов. В частности, в планах – строительство марины для маломерных судов в Угличе, причала и марины, совмещенной с причалом, в Брейтове, обустройство причалов, реконструкция и капремонт инженерных коммуникаций, строительство марины на левом берегу Тутаева, сооружение причала и марины, проектирование и строительство инженерных коммуникаций в Пошехонье.

Два теплохода зашли в 2022 году и в строящийся в Завидове Тверской области, в устье реки Шоши, новый речной порт. Он первым в России специально спроектирован для туристических судов. Здесь будут три причальных фронта, которые позволят принимать до семи теплоходов одновременно, а среднесуточный пассажирооборот, по расчетам, превысит тысячу человек. Вне периода навигации порт сможет принимать на зимнее хранение пять круизных и до 10 экскурсионных и прогулочных судов. Сейчас здесь строится здание речного вокзала. Власти региона рассчитывают, что сооружение станет важным элементом обеспечивающей инфраструктуры туристско–рекреационного кластера «Волжское море» и в перспективе – стартовой точкой для большинства круизов по Волге. Очевидно, что в сезоне–2023 сюда зайдут уже больше двух многопалубных судов: еще в сентябре 2022 года стало известно о планах речного и морского туроператора «ВодоходЪ» по запуску в продажу туров с посещением Завидова.

И хотя волжскую туристическую навигацию–2022 можно считать удачной, но из–за летней жары и падения уровня воды в Волге опять возникали проблемы с прохождением судов через Городецкий гидроузел в Нижегородской области, что ломало графики их движения по маршрутам. И если при меньшем количестве причаливающих лайнеров и неполной их загрузке все эти вопросы решались проще (задержка на городецких шлюзах не редкость, проблема многолетняя), то в минувшем сезоне туркомпаниям пришлось буквально изворачиваться. Бывали дни, когда в небольшой Костроме причаливали сразу по 11 (!) теплоходов. По три корабля стояли у трех причалов и еще два – на рейде после высадки пассажиров. Им приходилось маневрировать, меняться местами.

Не менее интересным, хотя и не таким раскрученным регионом является Ленинградская область, которая всерьез рассчитывает на развитие речного круизного туризма: есть в области и полноводные реки, и замечательные места, куда могли бы заходить суда с туристами.

Еще пять лет назад Управление по транспорту Ленобласти активно занялось привлечением частных инвестиций для строительства причалов.

В 2017 году был построен причал в овеянной легендами Старой Ладоге, в 2018 году – причалы в Свирьстрое, неподалеку от памятников русского деревянного зодчества XVI века, и на острове Ореховый, где туристов интересует крепость Орешек. Еще через год, в 2019 году, были построены причалы в Невской Дубровке и Киришах. В 2021 году построен причал у диорамы «Прорыв блокады Ленинграда».

И именно в Ленинградской области впервые обозначили проблему, которая мешает развитию туризма на воде. Казалось, что направление речного туризма благодаря усилиям бизнеса и власти развивается и даже ковидные ограничения его не смогли остановить. Но, как выясняется, тормозит другое – чересчур громоздкая, не всегда актуальная система нормативного регулирования, а именно требование закона о транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры.

Эти требования не учитывают сезонности речного туристического бизнеса. Ведь как только на реках встает лед, туристический сезон заканчивается. Но просто закрыть объект инфраструктуры на замок нельзя. А что это значит на практике? То, что необходимо привлекать специализированное аккредитованное подразделение транспортной безопасности как в крупных городах, так и в регионах круглогодично и круглосуточно – даже зимой. Один такой пост с обходится минимум в 220 тыс. руб. в месяц.

Зима, река подо льдом, объект транспортной инфраструктуры не используется, но силы и средства продолжают отвлекаться. А с учетом нашего климата навигация на большинстве российских рек носит сезонный характер.

Платит, конечно, владелец причала. Но эти затраты он логично закладывает в стоимость билета, а значит, платят туристы. А между тем речные круизы и так достаточно дорогие.

С момента принятия Федерального закона от 09.02.2007 № 16–ФЗ «О транспортной безопасности» документы, регламентирующие разработку планов обеспечения транспортной безопасности, а также привлечение специализированных аккредитованных подразделений транспортной безопасности, трижды претерпевали значительные изменения. Речной круизный бизнес надеется, что и эти сезонные несуразицы будут замечены и устранены.

Говоря о путешествиях на воде, следует сказать, что развитие внутреннего речного туризма напрямую зависит и от состояния круизного флота, который, по мнению руководителя ОСК Алексея Рахманова, давно требует обновления. И работа в этом направлении ведется.

ОСК имеет заказ на три круизных судна класса «река–море» с рабочим названием «Карелия», они сделаны по так называемому оптимизированному проекту PV300. По этому проекту уже построен круизный лайнер «Мустай Карим». Судно планируется вместимостью 170 пассажиров. Лайнеры смогут эксплуатировать в Черном, Каспийском и Белом морях, акватории Финского залива и на внутренних водных путях. В зимний период их можно будет использовать в качестве плавучих гостиниц.

После того как эти суда будут построены, можно понять, как расширить серийное производство такого рода судов.

В рамках ПМЭФ–2022 ОСК представила судно «Соталия», предназначенное для речных перевозок малой дальности. Оно уже заинтересовало представителей регионов.

Корпорация уже готова к серийному выпуску «Соталии». Заканчивается оцифровка этого проекта. Предполагается не только производить это судно на верфях ОСК, но и отдавать в качестве франшизы тем верфям, которые бы хотели его строить. ОСК готова передавать им практически полный матпакет и набор технической документации. Все это может позволить достаточно быстро увеличить количество произведенных судов проекта «Соталия».

Это достаточно экономичное и, самое главное, построенное под очень жесткие ценовые параметры судно. С учетом того, что срок его строительства очень небольшой – при налаженной документации и поставках оно занимает не больше четырех месяцев, – есть все основания надеяться на участие в навигации 2023 года уже нескольких «Соталий» в разных регионах.

А что с автобусами?

Надо отметить, что развитие речного туризма крепко связано с… туристическими автобусами. Именно они стали самой большой головной болью сезона: эти по большей части зарубежные машины из–за санкций стало чрезвычайно сложно и дорого ремонтировать. Поиск и ожидание нужной детали могли продолжаться неделями, и все это время автобус стоял на приколе. А транспорта и без того не хватает, особенно если учесть, что увеличилось количество внутренних туристических поездок по своей стране не только по воде, но и по автодорогам. В той же, к примеру, Костроме у перевозчиков в наличии всего около двадцати более–менее нормальных туристических автобусов, причем все не новые.

– Все лето автобусы, на которых возили по городу экскурсантов с теплоходов раньше, были заняты, потому что люди стали больше путешествовать по России. Понятно же, что перевозчик в первую очередь предоставит свой автобус для более выгодной длительной поездки, а не на четыре часа для туристов с теплохода. А сколько нужно автобусов, если подошли пять судов, на каждом из которых восемь групп пассажиров? Подсчитать легко, а где их взять? Вот и выкручивались туроператоры и экскурсоводы, как могли.

Транспортную проблему даже в сегодняшних условиях решить можно – достаточно взять в лизинг китайские автобусы, хотя к ним есть справедливые претензии. Но дело в том, что зарабатывать на этом будут не региональные перевозчики или туроператоры, а в первую очередь владельцы теплоходов.

В Москве подобную проблему решают именно с применением лизинговых инструментов. Но есть существенная разница в расценках на работу туристических автобусов в Москве и, например, в Ярославле, Рыбинске, Костроме и других соседних областях. В Москве она превышает региональные расценки более чем в два раза, то есть столичные перевозчики могут получать доход, чтобы покрывать стоимость лизинга и еще самим зарабатывать. А если перевозчики в других регионах возьмут автобусы в лизинг, они ничего не заработают. Зарабатывать в итоге будут операторы речных круизов.

С этой же проблемой также сталкиваются туроператоры, которые в условиях ограниченного транспортного сообщения с южными курортами России начали формировать туры на базе автобусной перевозки. В туристическом сезоне – 2022 большое количество туристов прилетало в аэропорт Кавминвод и оттуда отправлялось автобусами в Краснодарский край и Крым. Автобусы, по данным Российского союза туриндустрии, находятся в плохом состоянии и их нечем ремонтировать.

Проблемы с производством туристических автобусов у нас в стране давние и до сих пор нерешенные. Но без собственных комфортабельных автобусов, как оказалось, развивать невозможно не только автотуризм, но и речной.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться