Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Обеспечить технологический суверенитет

Россия сможет строить дноуглубительный флот собственными силами

Сегодня конъюнктура рынка диктует все новые правила во всех областях, и сектор выполнения дноуглубительных работ не исключение. В связи с введенными санкциями в 2022 году у частных и государственных компаний, выполняющих дноуглубительные работы, возникли проблемы с оборудованием на дноуглубительной технике. Многим компаниям пришлось менять партнеров, в срочном порядке искать новых подрядчиков, чтобы не выбиться из графика выполнения работ. Благодаря вовремя сформированным логистическим цепочкам удалось приобрести все необходимые комплектующие для строительства и эксплуатации дноуглубительной техники, но надолго ли этого хватит?

Реальность такова

После ухода в 2022 году ведущих западно–европейских дноуглубительных компаний «большой четверки» Van Oord, Boscalis, Jan de Nul, Deme с российского рынка, а также введения санкционных ограничений по привлечению техники под иностранным флагом проблема с дноуглубительным флотом обострилась. В этой связи многие ключевые игроки, такие как ОАО «Северное морское пароходство», ФГУП «Гидрографическое предприятие», ФГУП «Росморпорт», всерьез задумались о строительстве собственных самоотвозных земснарядов и судов вспомогательного флота.

Россия, к сожалению, сегодня не обладает в достаточном объеме необходимыми высокопроизводительными земснарядами и техническими средствами для элементарного поддержания операционной акватории. Самые дорогостоящие работы по капитальному дноуглублению, созданию подходных каналов и операционной акватории в России выполняли иностранные компании. Как заявил член совета директоров компании АО «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» Андрей Мушкарев, западные компании уже забрали из бюджета 1,5 млрд долл.

Российский дноуглубительный флот, средний возраст которого сегодня более 40 лет, не способен к выполнению масштабных проектов, а единичного строительства земснарядов недостаточно. Поэтому не случайно в отраслевом сообществе вновь активно заговорили о создании национальной дноуглубительной компании, флот которой будут пополнять за счет строительства судов на территории нашей страны. Идея создания национальной дноуглубительной компании в России обсуждалась еще с 2019 года, но каждый раз возникали серьезные возражения. ФГУП «Росморпорт» поднимал вопрос о строительстве собственного флота еще в 2013 году, однако тогда не было выделено достаточно средств и идею заморозили.

В конце 2022 года на совещании под руководством Минпромторга России были рассмотрены вопросы обеспечения требуемого объема дноуглубительных работ до 2027 года. Также на этом совещании обсуждался вопрос возможности создания в России отечественных земснарядов, полностью оснащенных отечественным оборудованием.

Оборонка в помощь

Исходя из потребности в отечественных земснарядах к 2027 году, а это уже через 4 года, российским специалистам необходимо: разработать технический проект комплекса дноуглубительного оборудования и технологии выполнения работ; разработать документацию на строительство головного судна–носителя и изготовление дноуглубительного оборудования; изготовить дноуглубительное оборудование и провести его испытания; построить головное судно–носитель и смонтировать на нем дноуглубительное оборудование; провести испытания головного судна–носителя с выполнением работы по прямому назначению для подтверждения эффективности разработанных технологий и принятых технических решений; скорректировать рабочую конструкторскую документацию на головное судно–носитель и оборудование по результатам испытаний и сдать земснаряд для подготовки к серийному строительству. Совершенно очевидно, что для решения всех этих задач в поэтапном, плановом порядке понадобятся десятилетия. Учитывая сжатые сроки, задача создания отечественных земснарядов к 2027 году должна быть поручена организациям и конструкторским бюро (КБ), обладающим компетенциями в области создания судов–носителей с одновременным созданием сложных комплексов специализированного оборудования, с взаимосвязанными по срокам этапами разработки. В России есть КБ, которые готовы работать и понимают специфику разработки оборудования для самоотвозных трюмных земснарядов. Работы над созданием проектов отечественных самоотвозных земснарядов с июля 2022 года ведет АО «ЦМКБ «Алмаз». По проектам, разработанным ЦМКБ «Алмаз», построены более 26 тыс. боевых катеров, кораблей и судов гражданского назначения. ЦМКБ «Алмаз» проделало огромную работу по изучению и проработке конструкторской документации зарубежных научных публикаций в области проектирования земснарядов и дноуглубительного оборудования. Бюро уже провело ряд совещаний с ФГУП «Гидрографическое предприятие» для уточнения характеристик требующихся земснарядов и судов дноуглубительного флота. Специалисты конструкторского бюро разработали общие компоновки самоотвозных трюмных земснарядов, которые имеют следующие характеристики: длина земснаряда с трюмом 4 тыс. куб. м – около 95 м, ширина – 17 м, дедвейт – 5500 тонн, водоизмещение – около 9200 тонн; длина земснаряда с объемом трюма 8000 куб. м – около 117 м, ширина – 21 м, дедвейт – 10 700 тонн, водоизмещение – около 17 500 тонн. Как заявил начальник сектора отдела общесудовых и специальных устройств, приводов и систем гидравлики предприятия Александр Зеков, серийное строительство отечественного дноуглубительного флота к 2027 году является безальтернативным решением для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации.

Если говорить о проектировании и строительстве самоотвозных земснарядов, то здесь самая сложная ситуация, в отличие от фрезерных земснарядов, ведь даже в советское время на отечественных верфях такие земснаряды не строились. В новой России ПАО «Завод Красное Сормово» построило 3 земснаряда для Росморпорта. АО «Онежский судостроительный завод» также строил самоотвозные земснаряды, но строительство осуществлялось в тесной кооперации с западными проектантами и с западным оборудованием. За годы сотрудничества с западными партнерами, в особенности с голландскими специалистами, Россия смогла накопить достаточный опыт для возможности строить дноуглубительный флот собственными силами. Руководитель проекта департамента продаж и контрактации ОСК Евгений Леонов отметил на конгрессе «Гидротехнические сооружения и дноуглубление»: «В строительстве дноуглубительного флота мы должны рассчитывать только на себя, в том числе в проектировании, поиске и подборе производственного оборудования». Также Евгений Леонов добавил: «Сейчас стоит вопрос о проектировании и строительстве своими силами. У нас есть понимание, как и где это все строить».

Собственными силами

Кстати сказать, в Астрахани планируется организовать кластер производства дноуглубительной техники. В Астрахани накоплены огромный опыт и компетенции, необходимые для создания подобного кластера. Минтранс России, Росморречфлот вместе с лизинговыми компаниями рассматривают возможные варианты налаживания в регионе серийного строительства земснарядов. В июле 2022 года был спущен на воду построенный астраханскими корабелами земснаряд, который отличается низким потреблением топлива и высокой автономностью. Он одинаково хорошо работает с илом, топким грунтом, песком, глиной и гравием. Как заявил губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, по итогам спуска на воду земснаряда Астраханская область может стать центром строительства дноуглубительного флота России – у региона есть соответствующий потенциал для этого.

Сегодня по заказу Росморречфлота на астраханском судостроительном заводе «Лотос» уже строятся 4 земснаряда, планируется заключить контракт на строительство еще 20 судов для внутренних водных путей. Для Росморпорта в Астрахани ООО «Стройлидерплюс» строит фрезерный земснаряд, способный поддерживать те глубины, которых удастся достигнуть на Волго–Каспийском морском судоходном канале. Согласно техническому заданию судно должно быть предназначено для проведения различных морских операций в светлое и темное время суток, включая: толкание/буксировку; работу с буями и якорями; вспомогательные работы при дноуглублении; транспортировку груза и персонала; снабжение топливом и водой. Судно должно быть предназначено для эксплуатации в прибрежных зонах открытых и внутренних морей, проливах, устьях рек, портовых водах с удалением от места убежища не более 50 морских миль. Ввод в эксплуатацию фрезерного земснаряда на ВКМСК планируется 1 апреля 2024 года. В перспективе эти мероприятия позволят не только обновить дноуглубительный флот, но и продолжить развитие астраханских верфей.

Для развития в 2023 году Севморпути и планового вхождения в ремонтные дноуглубительные работы ФГУП «Гидрографическое предприятие» под эгидой Росатома также начинает работу по созданию и закупке собственного дноуглубительного флота. ГК «Росатом» планирует построить/приобрести: 4 самоотвозных землесоса емкостью трюма от 4000 до 10 000 м3; 1 одночерпаковый земснаряд (емкость ковша до 11 м3); 2 судна для равнения дна (планировщик дна, гидроразмыв); 2 грунтоотвозных шаланды с объемом трюма 1000 м3; 2 гидрографических судна.

Как заявил замдиректора дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко, общий объем дноуглубительных и гидротехнических работ в акватории Севморпути в 2023 году должен составить 13,5 млн куб. м. Это составляет 36,1% от всех дноуглубительных работ, запланированных в России (23,9 млн куб. метров).

По оценкам Гидрографического предприятия, для развития и содержания российской морской портовой инфраструктуры лишь в акватории Севморпути необходимо к 2026–2027 годам привлечь около 11 единиц дноуглубительного флота.

Для выполнения объемов ремонтных дноуглубительных работ необходимо создание высокопроизводительного дноуглубительного флота, способного по своим техническим характеристикам выполнять большие объемы дноуглубительных работ в период короткой навигации. Состав дноуглубительного флота должен обеспечить ежегодную потребность в выполнении ремонтных дноуглубительных работ на акватории Северного морского пути.

С ноября 2022 года Хабаровский судостроительный завод продолжает строительство земснаряда проекта 4395. Земснаряды проекта 4395 со сменным комплектом разрыхлительных устройств (гидравлическим и фрезерным) предназначены для разработки шаландно–рефулерным способом песчаных, илистых и песчано–гравийных грунтов, дноуглубления на акваториях и судоходных путях, намыва дамб с возможностью выдачи грунта в шаланды, а также по плавучему пульпопроводу длиной до 500 м. Размерения и характеристики земснаряда проекта 4395: длина – 54 м; ширина – 10,5 м; высота борта – 3,65 м; осадка с полными запасами в рабочем положении – 1,3 м; экипаж – 28 человек; производительность – 700 куб. м/час. Проектант судна – РЦПКБ «Стапель». Госзаказчик – ФКУ «Речводпуть». Серия из 7 земснарядов строится в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Что имеем

Ввиду ухода в 2022 году с рынка морских западных компаний в настоящее время наиболее крупным российским оператором морского дноуглубительного флота является ФГУП Росморпорт.

В состав дноуглубительного флота предприятия входят 40 судов (без учета вспомогательного флота): 9 самоотвозных землесосов с емкостью трюмов от 700 м3 до 2000 м3; 4 многочерпаковых земснаряда; 3 рефулерных земснаряда фрезерного типа; 3 несамоходных штанговых снаряда экскаваторного типа; 1 грейферный несамоходный земснаряд; 20 грунтоотвозных шаланд (в том числе одна несамоходная баржа). Состав флота сформирован исходя из наиболее эффективных судов для работы в действующих портах, ограниченных акваториях и мелководных отвалах.

Ежегодный объем дноуглубительных работ растет, что в первую очередь связано с необходимостью обеспечения проходной осадки на ВКМСК до 4,5 м в 2023 году, а с 2024 года – выполнения ремонтного черпания в бухтах Бечевинская и Суходол. Данный рост обусловливает потребность в расширении и обновлении дноуглубительного флота Росморпорта.

В данный момент по заказу Росморпорта осуществляется строительство несамоходного фрезерного земснаряда для Астраханского филиала для работы на Волго–Каспийском судоходном канале с ежегодной производительностью земснаряда 1 млн м3 (часовая производительность – 7000 м3 по воде). До 2025 года Росморпорт планирует пополнить линейку фрезерных земснарядов, это дополнительно 1–2 единицы техники. Также за счет средств предприятия планируется построить одночерпаковые земснаряды, которые придут на смену «ветеранам».

Кроме того, в планах предприятия начать в 2023 году разработку проекта мелкосидящего самоотвозного земснаряда для мелководных районов Каспийского и Азовского морей. Основные принципиальные характеристики будущего земснаряда – это осадка (примерно 3,5 м) и грузовместимость (1 тыс. м3). Само строительство согласно федеральной программе должно начаться в 2025 году.

Кооперация

Идею ГК «Росатом» о строительстве собственных судов дноуглубительного флота для выполнения дноуглубительных работ в акватории Северного морского пути сегодня так же активно поддерживает Росморпорт. Совместно с Гидрографическим предприятием Росморпорт готов рассмотреть совместное использование построенных Гидрографическим предприятием технических судов при условии соблюдения технических параметров, необходимых для прохождения по ВВП. Для успешной кооперации Росморпорт выступил с предложением о строительстве флота ГК «Росатом» с характеристиками, позволяющими эксплуатировать этот флот на объектах Росморпорта в незамерзающих морских портах России в период закрытия навигации на СМП с ноября по июнь путем оперирования Росморпортом.

Для этого необходимо при строительстве самоотвозных землесосов (вместимостью трюма 4–5 тыс. м3 и 7–10 тыс. м3) предусмотреть возможность самораскрывающегося корпуса в трюмной части (для уменьшения максимальной осадки в местах отвала грунта), а также возможность рефулирования на береговой отвал.

Использовать самоотвозные землесосы с вместимостью трюма 4–5 тыс. м3 Росморпорт мог бы при выполнении дноуглубительных работ в морских портах Калининграда (Калининградский морской канал), Архангельска, Санкт–Петербурга, а землесосы с вместимостью трюма 7–10 тыс. м3 – при выполнении дноуглубительных работ в бухте Бечевинская, а также в морском порту Корсаков, в котором в 2024 году планируется реконструкция причалов, предусматривающая углубление фактической осадки 7,5 м до 11,9 м.

При строительстве одночерпакового земснаряда и грунтоотвозных шаланд с емкостью трюма 1 тыс. м3 необходимо предусмотреть их размерения (ширина, осадка), позволяющие совершать свободный переход по ВВП (ББК) из морского порта Беломорск/Архангельск в морские порты Санкт–Петербург/Усть–Луга. Как заявил заместитель генерального директора по флоту ФГУП «Росморпорт» Василий Стругов на конференции «Гидротехнические сооружения и дноуглубление», такой флот прекрасно впишется в программу дноуглубительных работ Росморпорта. Одночерпаковые земснаряды могут успешно использоваться в работах по поддержанию ВВП в портах Беломорска, их можно будет транспортировать до Усть–Луги».

Применение гидрографических судов можно было бы использовать в морском порту Мурманск.

Если синергия между этими предприятиями произойдет, то флот для выполнения дноуглубительных работ на Обской губе и в акваториях Енисейского залива, построенный Гидрографическим предприятием, будет использоваться сезонно. С июня по ноябрь флот будет использоваться на Севморпути, а с ноября по июнь – на объектах Росморпорта из–за невозможности производить работы во льдах на СМП. Проектирование и строительство отечественных самоотвозных трюмных земснарядов и судов вспомогательного флота обеспечат технологический суверенитет Российской Федерации в решении критически важной задачи поддержания в работоспособном состоянии существующих судоходных путей.

Ольга ОВСЯНКИНА, обозреватель «ТР»

На снимке: земснаряд проекта 4395


просмотры:

5272

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться