Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Риски и факторы опасности

Методики контроля и совершенствование системы по управлению безопасностью полетов.

Деятельность ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ориентирована на достижение приемлемого уровня и контроля риска, связанного с деятельностью при осуществлении организационного обслуживания использования воздушного пространства РФ. Указанная деятельность реализуется в соответствии с правилами разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов (ВС), а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских ВС; хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО), утвержденными постановлением Правительства РФ (12.04.2022 № 642). Об этом рассказал на коллегии Ространснадзора  заместитель генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» – начальник Главного центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации Алексей Буевич.

Следует учесть, что риски являются неотъемлемым побочным продуктом авиационной деятельности. Управление рисками – ключевая функция системы управления безопасностью полетов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и выполняется в целях обеспечения установленных в нашей стране приемлемых уровней безопасности полетов.

При этом управление рисками не гарантирует устранения авиационных происшествий и инцидентов, но позволяет своевременно выявить потенциальные причины таких событий и проводить в их отношении профилактические мероприятия.

Управление рисками в отношении выявленных факторов опасности включает в себя выявление факторов опасности, угрожающих безопасности полетов, анализ выявленных факторов опасности, оценку величины и допустимости рисков, связанных с этими факторами, уменьшение риска до приемлемого уровня, контроль остаточных рисков в процессе эксплуатации.

Методика контроля остаточных рисков в процессе эксплуатации базируется на методике ИКАО и применяется к каждому конкретному угрожающему фактору опасности. Выявленные риски снижаются до наименьшего практически возможного уровня, а управление рисками нацелено на максимальную эффективность средств, используемых для снижения риска. В обязательном порядке проводится экспертиза остаточных рисков и их допустимости, а данные о выявленных факторах опасности и связанных с ними рисках возникновения авиационных событий фиксируются в библиотеке рисков – развернутой базе данных по безопасности полетов, которая обеспечивает документирование работ по управлению рисками. В данной библиотеке базой данных по безопасности полетов фиксируются все факторы опасности, независимо от уровня связанных с ними рисков, выявленных при эксплуатации.

Для выявления факторов опасности применяются два подхода. Один из них – реагирующий. Он предусматривает анализ результатов или событий, имевших место в прошлом. Второй – проактивный, включающий сбор данных о безопасности полетов исходя из событий или процессов с менее серьезными последствиями, а также анализ этой информации или данных о частоте событий в целях определения вероятности развития факторов опасности в авиационное происшествие или инцидент. Этот метод считается основным.

В целях оперативного информирования генеральной дирекции нашего предприятия о фактических или потенциально опасных для безопасности полетов ситуациях или недостатках на предприятии функционирует система добровольных сообщений. В ходе производственной деятельности за последние пять лет в результате анализа около 250 тыс. материалов средств объективного контроля специалистами предприятия выявлены более 8 тыс. отклонений и недостатков, по которым были проведены профилактические мероприятия.

В течение 2022 года для совершенствования системы по управлению безопасностью полетов была утверждена и введена в действие новая редакция руководства.

Под председательством генерального директора функционирует комитет по управлению безопасностью полетов, заместителями которого являются заместители гендиректора и директора филиалов. Сформирована группа экспертов генеральной дирекции, деятельность которой направлена на управление рисками в отношении выявленных систем факторов опасности, затрагивающих деятельность на уровне филиалов. На регулярной основе проводятся мероприятия по техническому оснащению объектов радиотехнического обеспечения полетов.

В качестве дополнительных мероприятий в целях поддержания приемлемого уровня безопасности сделано следующее. Проведен анализ оснащения техническими средствами аэродромов, расположенных в горной местности. Разработаны и утверждены уточненные общие технические требования по реализации функций предупреждения о минимальной безопасной высоте комплекса средств автоматизации ОВД, средств управления воздушной обстановки, диспетчерских тренажеров и комплексов документирования и воспроизведения информации. Подготовлены для утверждения общетехнические требования к настройкам функций для утверждения нарушения норм эшелонирования, опасного сближения ВС и комплексов систем автоматизации по управлению воздушным движением.

Проводится системная работа по уточнению и корректировке распределения обязанностей и ответственности для обеспечения безопасности полетов среди руководящего состава предприятия.

Если подводить итоги 2022 года, то надо сказать, что за отмеченный период авиационных происшествий с факторами аэронавигационного обслуживания (АНО) не классифицировано. Показатель по налету на один авиационный инцидент составляет более 120 тыс. часов. Уровень безопасности полетов оценивается Росавиацией как приемлемый. Целевые требования по налету на один инцидент при АНО обеспечены.

В минувшем году по результатам проверок центров ОВД и филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», а также постоянных рейдов, проведенных комиссиями Ространснадзора, выданы 20 предписаний и 29 предостережений о допустимости нарушений обязательных требований. Все мероприятия выполнены или находятся в работе. В частности, были выписаны и обнаружены всего около 150 нарушений. В процентном отношении больше других пришлось на подготовку персонала (21), а меньше – на качество аэронавигационной информации (3).

Что касается целей предприятия по управлению безопасностью полетов на этот год, то это отсутствие авиационных происшествий при АНО, а также выполнение согласованного с Росавиацией показателя в качестве приемлемого уровня безопасности полетов (средний налет ВС на один авиационный инцидент при АНО не менее чем 119 тыс. часов налета).

Записал Виктор ДМИТРИЕВ.


просмотры:

1698

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться