Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Конечная цель – достижение технологического суверенитета

Эксперты обсудили проблемы развития беспилотных авиационных систем.

Заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Константин Долгов провел «круглый стол» на тему: «Нормативно–правовое регулирование государственной поддержки развития беспилотных авиационных систем».

В работе «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Минпромторга, Минтранса, Минэкономразвития, Миннауки, МЧС, Минсельхоза, Минэнерго, Росавиации, Росреестра, ведущих высших учебных заведений, крупнейших производителей беспилотных авиационных систем.

Константин Долгов напомнил, что во исполнение поручения Президента России была разработана Стратегия развития беспилотной авиации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года. «В этом документе отмечено, что пока отрасль находится на начальной стадии развития. Ее доля в ВВП страны составляет менее 0,1%, а количество вовлеченных в ее деятельность предприятий и организаций – не более 200», – сказал сенатор.

Во исполнение поручения Президента России от 30 декабря 2022 года № 2548 разработан новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы», в состав которого вошли пять федеральных проектов. В августе 2023 года вышеуказанные национальный и федеральные проекты одобрены Правительством Российской Федерации. Проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта запланированы в 2024 году в объеме 45,5 млрд руб., в 2025 году – 9,58 млрд руб., в 2026 году – 8,78 млрд руб.

«В течение 2022–2023 годов проделана большая работа по оценке потенциального рынка для применения гражданских беспилотников. Определены основные направления развития отрасли, комплекс мер поддержки российских производителей, идет работа по развитию нормативного регулирования в части эксплуатации и использования беспилотниками воздушного пространства. В перспективе применение беспилотников будет расти в целях развития экономики, социальной сферы», – подчеркнул Константин Долгов.

Одним из направлений стимулирования развития отрасли БАС является совершенствование воздушного законодательства.

Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Андрей Добряков напомнил, что в 2023 году по предложению Минтранса России был принят федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ», в котором впервые введены положения, касающиеся беспилотных авиа-

ционных систем, прежде всего установление требований по оснащению пилотируемых беспилотных воздушных судов бортовым оборудованием для обеспечения наблюдения идентификации ВВС и предотвращения столкновений. Также в 2023 году Правительством РФ внесены изменения в федеральные правила об использовании воздушного пространства РФ, целью которых является повышение доступности воздушного пространства для полетов БВС.

В целях оптимизации и удешевления процедур сертификации БАС Минтрансом России введены изменения в Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21», введен декларативный подход при сертификации некоторых классов беспилотных авиационных систем.

По словам Андрея Добрякова, дальнейшее совершенствование законодательства в области беспилотной авиации предусматривает разработку и введение в действие следующих изменений:

– в Воздушный кодекс Российской Федерации в части определения ГИС по сертификации авиационной техники («Авиасерт»);

– в федеральный закон о ГАИС («ЭРА–ГЛОНАСС») с целью расширения функционала системы для ее использования в области авиации, в том числе и БАС;

– в федеральные авиационные правила использования воздушного пространства в части дальнейшего упрощения получения доступа БВС к выполнению полетов;

– в постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года № 967 в части определения требований к функциональным свойствам технического средства обнаружения и противодействия противоправному применению БАС;

– в постановление Правительства Российской Федерации о порядке определения территорий, не требующих получения разрешения на проведение аэрофотосъемочных работ, обеспечение получения цифрового разрешения на выполнение съемки местности и получения пространственных данных с использованием беспилотных воздушных судов.

Ожидается, что к 2030 году будет создана инфраструктура для обеспечения беспилотных авиационных систем во всех субъектах РФ, включая строительство 290 базовых площадок за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также внедрение наземного оборудования связи, навигации и наблюдения линий управления и контроля БАС.

Кроме того, в паспорте федерального проекта предусмотрены и такие меры, как:

– оптимизация административных и технических ограничений, препятствующих развитию БАС; создание специализированной государственной информационной системы по сертификации авиационной техники и организации разработчиков авиационной техники, в том числе БАС (ГИС «Авиасерт»);

– оснащение 31 аэропорта России I категории средствами противодействия противоправному использованию БАС;

– внедрение системы информационной безопасности инфраструктуры БАС.

В 2024 году планируется создание инфраструктуры для использования БАС – 6 посадочных площадок в 3 субъектах РФ (Самарская, Томская области и ЯНАО).

Помимо этого, в рамках национального проекта предусмотрены:

– выполнение комплекса научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ (по результатам которых будут разработаны требования к бортовому оборудованию БВС), обеспечивающих безопасность их полетов в общем воздушном пространстве с пилотируемыми воздушными судами;

– требования и опытные образцы наземной инфраструктуры, необходимые для эксплуатации БАС;

– проекты изменений в нормативно–технические и нормативно–правовые документы с целью обеспечения безопасности полетов в условиях интеграции БВС в единое воздушное пространство, а также требования к перспективным средствам технологии искусственного интеллекта в области управления воздушными судами.

Заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ Андрей Иванов рассказал о сформированной нормативно–правовой базе для обеспечения сертификации БАС.

С 1 апреля 2023 года процедура сертификации БАС реализуется Росавиацией по принципу «единого окна». Стоимость сертификации типовой конструкции для заявителя и других участников работ регламентирована приказами Минтранса России.

ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» определено государственным поставщиком услуг по обслуживанию линии управления БАС и их контролю.

С 1 марта 2024 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 21.06.2023 года, которое направлено на оптимизацию ограничений, препятствующих развитию беспилотной авиации в целях снижения затрат физических и юридических лиц.

Как сказал Андрей Иванов, БВС при определенных условиях смогут без установления дополнительных запретов и ограничений использовать элементы структуры воздушного пространства, предназначенные для полетов воздушных судов, либо выполнять полеты в специально установленных элементах структуры воздушного пространства. Например, ограничения не будут применяться в случае визуальных полетов БВС с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости на высотах менее 150 м вне запретных зон, зон ограничения полетов и специальных зон, а также на высотах менее 100 м от земной или водной поверхности на удалении более 10 км от контрольных точек аэродромов и 2 км от посадочных площадок, а также в зонах полетов БВС.

При этом под зоной полетов БВС понимается часть воздушного пространства над населенным пунктом, предназначенная для полетов БВС на высотах менее 150 м для удовлетворения потребностей граждан, общественных, спортивных и образовательных организаций.

Информация о зонах полетов БВС будет публиковаться Федеральным агентством воздушного транспорта в Сборнике аэронавигационной информации.

Также упрощается порядок применения дронов в сельском хозяйстве для выполнения авиа-

химических работ. У эксплуатантов появится возможность направлять план полетов с помощью цифровой платформы обеспечения деятельности по использованию воздушного пространства и оперативно получать всю необходимую информацию для выполнения полетов, включая разрешения органов местного самоуправления. Эта платформа уже работает и в дальнейшем будет интегрирована в «Госуслуги».

Минтранс России ведет работу с регионами по установлению зон полетов, разработан проект заявки для установления таких зон. Первая партия подобных зон по стране будет сформирована уже в этом году.

«В качестве эксперимента в некоторых регионах (Томск, Самара, ЯНАО, Москва) временно открывается воздушное пространство, чтобы пользователи могли немного полетать», – заключил Андрей Иванов.

Заместитель начальника главного центра ЕС ОрВД – начальник службы ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Александр Редкозубов проинформировал, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756» действуют 4 уровня реагирования. Максимальный уровень реагирования действует в 4 субъектах РФ: ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Средний уровень – в 8 субъектах РФ, уровень повышенной готовности – в 18 субъектах, уровень базовой готовности – в 59 субъектах РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по принятию решения о запрете полетов БВС на территории своего субъекта. Так, в 59 субъектах Федерации полеты БВС полностью запрещены.

«Мы предлагаем губернаторам новый порядок полетов, согласно которому необходимо согласовывать полеты с регионами за 12 часов до вылета с выдачей разрешения пользователю воздушного пространства», – пояснил Александр Редкозубов.

Полеты БВС менее 30 кг будут разрешаться без установления временного или местного режима, но с обязательной подачей плана полета с целью информирования оперативных органов и пользователей воздушного пространства.

Такие условия будут распространяться на полеты:

– в запретной зоне либо зоне ограничения полетов;

– при авиационно–химических работах на высотах менее 30 метров от земной или водной поверхности на удалении более 5 км от контрольных точек аэродромов и 2 км – от посадочных площадок;

– на высотах менее 100 м от земной или водной поверхности на удалении более 10 км;

– от контрольных точек аэродромов и 2 км – от посадочных площадок;

– в зонах полетов беспилотных воздушных судов.

Как отмечают эксперты, главное отличие беспилотной авиации от классической в том, что эта отрасль является совокупностью специфических рынков со своей регуляторикой. Принципиально важным для раскрытия этих рынков является создание условий для эксплуатации БАС.

Как уже было сказано, в настоящее время отрасль БАС представляют порядка 200 производственных организаций, куда входят сервисные компании, научные организации и представители сферы IT. «Российские компании, как минимум, на уровне образцов закрывают практически всю номенклатуру существующих беспилотников – самолетного, вертолетного типа, мультироторы. В дальнейшем мы сделаем акцент на наращивании производства машин тяжелого класса. В настоящее время вся номенклатура типизирована, определены ключевые сферы гражданских беспилотников», – заявил заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики Министерства промышленности и торговли РФ Илья Мельников.

В рамках федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные БАС» сформирована система поддержки спроса, сегментированная по конкретным рынкам и типам беспилотников. «Например, аграрным сектором традиционно востребованы компенсирующие субсидии на закупку техники. Поэтому мы поддерживаем спрос на конкретном рынке предоставлением скидки покупателям российских беспилотников в размере до 50% от стоимости. Спрос на самолетные и вертолетные беспилотники востребован в том числе в сфере логистики, где мы поддерживаем субсидирование летного часа. Для нужд мониторинга, как правило, используются мультироторы и самолетные беспилотники. Здесь в качестве меры поддержки применяется программа льготного лизинга, которая поможет снизить стоимость техники для конечного пользователя. Мы планируем охватить программой льготного лизинга до 70% беспилотников среднего и тяжелого класса», – продолжил Илья Мельников.

Чтобы помочь компаниям спланировать свою работу, нужно было оценить долгосрочность спроса на БАС со стороны государства. С этой целью был посчитан объем государственного гражданского заказа, изучены потребности федеральных органов власти, госкомпаний и регионов, измерен спрос как в денежном, так и в натуральном выражении. 

«В результате общий размер потребности в беспилотниках и услугах со стороны 170 участников может составлять более 100 млрд руб. на ближайшие три года. Такой высокий спрос должен обеспечиваться с максимально высокой долей российской составляющей (критические компоненты, железо, программное обеспечение, электроника). Среди ключевых узлов, по которым необходимо углублять локализацию, в первую очередь нужно выделить силовые установки – ДВГ и электродвигатели, бортовые системы управления полетами, системы электроснабжения», – отметил эксперт. 

Для поддержки собственных линий разработки был выбран путь создания технологических карт, по сути, это расшивка каждого типа БАС на основные подсистемы, которые разбиваются на конкретные элементы, узлы и комплектующие. Работа в этом направлении преследует две цели: понять текущий уровень технологической и производственной готовности наших предприятий, а также степень унификации комплектующих для различных типов беспилотников с целью поддержки их разработки и освоения серийного производства.

Одновременно с этим будут созданы механизмы защиты внутреннего рынка и отечественных производителей. 

«Для подтверждения уровня «российскости» будет использоваться классическая балльная система с поэтапным наращиванием уровня локализации. Наибольший вес при оценке получат отечественные двигатели и бортовые системы управления. В соответствии с технологическими картами мы структурировали меры поддержки разработчиков и производителей БАС на каждом этапе жизненного цикла – от идеи и разработки до непосредственно производства, вывода продукции на рынок. В рамках федерального проекта «Разработка, стандартизация и производство беспилотных авиационных систем» определили перечень сквозных НИОКРов для разработки 59 новых типов беспилотников. Их реализацию будет вести головной исполнитель с постановкой технических заданий на комплектующие всей цепочки кооперации», – рассказал Илья Мельников.

Разработку порядка 100 критических компонентов планируется обеспечить также через программу поддержки обратного инжиниринга. Уже в высокой степени готовности находятся более 50 проектов. Упрощается и процесс сертификации БАС, он будет носить заявительный характер, участники рынка смогут снизить издержки за счет грантов на сертификацию одной единицы средних и тяжелых БАС. Эта работа будет сопровождаться созданием необходимой инфраструктуры – цифровых платформ, сети научно–производственных центров в регионах.

«Помимо решения задач импортозамещения отрасль может существенно нарастить и экспортный потенциал. Конечная цель – достижение технологического суверенитета в сфере гражданских беспилотников», – резюмировал Илья Мельников.

Константин Долгов обратил внимание на то, что система госзаказа должна охватывать отечественных производителей. Да, эта деятельность требует времени, денег, создания новых мощностей, но при этом у них будет гарантированный рынок. «В свою очередь они должны гарантировать качество и адекватную цену. Если наша продукция будет дороже да еще уступать по качественным характеристикам, мы через пару лет по критическим компонентам будем в той же ситуации, что и сейчас. Обратный инжиниринг – хорошая тема, он работает, но не решает всех проблем», – заявил сенатор и предложил более активно изучать интересные идеи и разработки по развитию отечественных БАС.

По итогам «круглого стола» будут подготовлены рекомендации, нацеленные на дальнейшее активное развитие отрасли.

В частности, Минтрансу России предложено завершить разработку единой цифровой системы мониторинга полетов беспилотников и автоматизированной выдачи разрешения на запуск дронов, предусмотрев возможность уведомительного характера подачи заявок на тестовые полеты для зарегистрированных верифицированных разработчиков и производителей; ввести в действие проект федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации» (ФАП–147), содержащий требования к подготовке внешних пилотов.

Минтрансу России, Росавиации совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано проработать варианты снятия ограничений на полеты БВС с установлением соответствующего порядка получения разрешения.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР».


просмотры:

1456

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться