Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Авиаотрасль России – 2025 год

Что ждет аэропорты, авиакомпании и пассажиров

Что ждет аэропорты, авиакомпании и пассажиров

В мае прошлого года Правительство РФ вновь внесло изменения в комплексную программу развития авиаотрасли до 2030 года. Что ожидает авиаотрасль в наступившем 2025 году, во многом зависит от правительственных и отраслевых решений, принятых годом ранее. «ТР» приводит наиболее значимые из них.

Субсидированные
полеты продолжат
Более 70 новых межрегиональных маршрутов, минуя московский авиаузел, будут поддержаны из федерального и региональных бюджетов в 2025 году, сообщает Росавиация.
Это следует из обновленного перечня субсидируемых маршрутов, утвержденного руководителем Росавиации Дмитрием Ядровым. Заявки перевозчиков рассмотрела в конце декабря комиссия Минтранса России под председательством замглавы ведомства Владимира Потешкина.
В 2025 году пассажирам будут доступны перелеты по специальным тарифам на 267 маршрутах, с учетом 72 новых, которые в 2024 году не субсидировались. Например, это рейсы из Волгограда в Екатеринбург, из Вологды в Санкт–Петербург, из Горно–Алтайска в Уфу, из Иркутска в Таксимо, из Благовещенска в Магадан.
На реализацию программы только из федерального бюджета выделено 7,95 млрд рублей. Полеты будут выполнять 18 авиакомпаний. Планируется, что они выполнят более 40 тыс. рейсов, в ходе которых перевезут более 2,5 млн человек.
Программа охватывает все восемь федеральных округов. Наибольшее количество маршрутов в/из Уральского и Приволжского – по 116 направлений, Сибирского – 87 направлений, Северо–Западного – 56 направлений.
Самое протяженное направление среди субсидируемых маршрутов – из Казани в Улан– Удэ (3738 км), самое короткое – из Новосибирска в Барнаул (195 км).
За девять месяцев 2024 года авиакомпании по программам субсидирования продали более 4,7 млн билетов и перевезли 3,9 млн человек. Все три программы охватывали в совокупности 429 маршрутов, по которым летали 26 авиакомпаний.
Все три программы субсидирования авиаперевозок – полеты на Дальний Восток и в Калининград, прямые рейсы между регионами (минуя Москву), социально значимые полеты между субъектами Дальневосточного федерального округа, благодаря которым граждане могут летать по сниженным тарифам, продолжат действовать в 2025–2027 годах. Средства на их реализацию предусмотрены – по 24,6 млрд руб. ежегодно, что соответствует уровню поддержки из федерального бюджета в этом году.
Однако механизм программ субсидирования авиаперевозок требует серьезных корректировок, считают представители эксплуатантов. В большинстве случаев субсидии не покрывают высокие операционные расходы авиакомпаний, а основные ценовые параметры программ субсидирования авиаперевозок давно не меняются, несмотря на рост затрат авиакомпаний при выполнении полетов. В то же время эксперты отмечают, что половина маршрутов без субсидий вовсе могли бы закрыться из–за низкой рентабельности.
Для пассажира главное, что он сможет напрямую, без пересадок в Москве или другом крупном авиаузле, долететь до точки назначения.
Купить онлайн
С 1 января по 1 июля 2025 года в России пройдет эксперимент по онлайн–продаже билетов отдельным категориям граждан, которые участвуют в программе субсидированных авиаперевозок. Постановление, устанавливающее параметры проведения такого эксперимента, подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.
Участниками эксперимента станут льготники – молодые люди в возрасте до 23 лет, пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи, которые сейчас вынуждены обращаться в кассы, чтобы приобрести авиабилет по специальному тарифу. Также речь идет о жителях регионов Дальневосточного федерального округа и Калининградской области.
В рамках эксперимента будут апробированы механизмы и технологии электронного подтверждения прав пассажира на билет по специальному тарифу. Для этого планируется обеспечить взаимодействие информационной системы «Портал субсидируемых перевозок» и автоматизированной информационной системы управления льготными и субсидированными перевозками с цифровыми платформами органов власти и Фонда пенсионного и социального страхования. В результате планируется создать специальный цифровой сервис, обеспечивающий проверку права пассажиров на льготные билеты в режиме реального времени.
Успешное проведение эксперимента позволит упростить процедуру покупки билетов для льготников, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья, и снизит время на проверку отчетности авиаперевозчиков, которая необходима для выделения им субсидий.
Самолеты досмотрят
на вредность
и наличие аптечек
С 1 марта 2025 года вступает в силу приказ Минтруда России «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации». Утверждается, что документ был разработан в целях совершенствования процедуры специальной оценки условий труда, повышения качества ее проведения и достоверности результатов измерений уровней вредных и (или) опасных производственных факторов в отношении указанных рабочих мест и обеспечения социальной защиты членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
В ходе проведения досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади, личных вещей и так далее. Осмотр проводится в целях обнаружения предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности.
В эти же сроки вступит в силу приказ Минтранса России от 18.11.2024 № 408. Министерство утвердило Требования к размещению, хранению и использованию аптечки и укладки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий и лекарственных препаратов на гражданском воздушном судне. Приказ издан в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
На сегодняшний день действуют методические рекомендации «Обеспечение воздушных судов гражданской авиации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Оказание первой помощи и медицинской помощи пассажирам и членам экипажа на борту воздушного судна», утвержденные Минтрансом России 15 апреля 2022 года и разработанные в соответствии с рядом международных и российских нормативных актов. Однако в ведомстве нашли противоречие действующим требованиям к комплектации аптечки и укладок медизделий и решили актуализировать процесс, поскольку указанные в прежних приказах комплектации аптечки и укладок не соответствуют требованиям, утвержденными приказом Минздрава России от 24.05.2024.
Опоздавшим
разрешили лететь
обратно
Минтранс России утвердил новый порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанный на основе тарифов и сборов. Соответствующим приказом от 31.10.2024 № 386 с 1 сентября 2025 года отменяется действующий приказ Минтранса от 25.09.2008 № 155, регулирующий этот вопрос в настоящее время.
В новом документе сохранены все действующие права пассажиров при взимании платы за перевозку. Кроме того, вводится ряд принципиально важных изменений.
В частности, закреплено право пассажиров, опоздавших на рейс, воспользоваться обратным билетом. Кроме того, размер платы, взимаемой с пассажира за аннулирование перевозки или изменение условий перевозки, ограничивается фактическими расходами перевозчика.
Согласно приказу авиакомпаниям будет необходимо разработать и утвердить документы, содержащие применяемые ими принципы ценообразования. Данное требование позволит сделать ценовую политику перевозчиков более прозрачной.
Также приводятся порядок расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа по маршруту перевозки, порядок расчета денежных сумм, подлежащих возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки в связи с вынужденным отказом пассажира от всей перевозки или от ее части в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира, за исключением случая вынужденного отказа пассажира от перевозки, денежной суммы в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика, при вынужденном изменении договора воздушной перевозки пассажира, при изменении договора воздушной перевозки пассажира, за исключением вынужденного изменения условий договора воздушной перевозки пассажира, а также порядок расчета неустойки и случаи, при которых неустойка не взимается. Уточнено, что настоящий приказ действует до 1 сентября 2031 года.
Воздушный кодекс
РФ поправили
Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 289–ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в главном документе авиаторов отныне закреплены понятия «контрольный полет (облет) гражданского воздушного судна» и «контрольный полет (облет) воздушного судна государственной авиации». Порядок подготовки и выполнения первого будет устанавливать Минтранс России, второго – Минобороны России.
Также будут вестись реестры сертификатов и документов, подтверждающих соответствие требованиям федеральных авиационных правил. Предусматривается создание федеральной государственной информационной системы (ФГИС) обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации авиационной техники, а также федеральной государственной информационной системы допуска перевозчиков к выполнению регулярных и чартерных международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты.
Документом закрепляется возможность возобновления действия сертификатов, снятия введенных в их действие ограничений и внесения изменений в них. Вводятся понятия «безопасность полетов» и «фактор опасности». Уточняется порядок ведения госреестров гражданских воздушных судов, аэродромов и вертодромов гражданской авиации. Конкретизируются отдельные положения, касающиеся осуществления федерального государственного контроля (надзора), подготовки специалистов авиационного персонала, допуска лиц из числа авиационного персонала к деятельности.
Ряд поправок касается реагирования на угрозы, связанные с незаконными вмешательствами в деятельность объектов транспортной инфраструктуры.
Предусмотрено, что при поступлении от ФСБ информации о возможном нарушении обязательных требований в области транспортной безопасности, содержащей сведения о причинении вреда или об угрозе его причинения охраняемым законом ценностям в сфере обороны страны и безопасности государства, внеплановая выездная проверка и внеплановый рейдовый осмотр проводятся с извещением об этом (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов со сведениями, послужившими основанием для проверки.
Также внесены изменения либо дополнения в статьи, касающиеся допуска перевозчиков к выполнению регулярных и чартерных международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; ведения реестров сертификатов и документов, подтверждающих соответствие требованиям федеральных авиационных правил, и в ряд других положений.
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Аэропортам соберут
на инфраструктурый
взнос
Формируемый федеральный проект «Развитие опорной сети аэродромов» включает в себя мероприятия по реконструкции не менее 77 аэропортов в период с 2025 до 2030 год: 65 новых объектов реконструкции и 12 объектов, переходящих из предыдущего федпроекта. Минтранс оценивал общий объем финансирования проекта «Развитие опорной сети аэродромов» на период 2025–2030 годов в 381,1 млрд руб. Из этой суммы 264,7 млрд руб. планировалось привлечь из федерального бюджета, 82,4 млрд – из внебюджетных источников, а оставшиеся 33,9 млрд – из региональных бюджетов.
Минтранс России и Росавиация к 1 июня 2025 года планируют определить основные параметры инфраструктурного сбора. Его хотят ввести для возврата средств, вложенных операторами аэропортов в развитие аэродромной инфраструктуры.
Создаваемый фонд инфраструктуры воздушного транспорта будет наполняться за счет увеличения сборов за аэронавигационное обслуживание (АНО) российских пользователей воздушного пространства. Фонд будет обеспечивать поддержание эксплуатационной готовности аэродромов для полетов воздушных судов, рост уровня безопасности полетов и сохранение транспортной доступности отдаленных регионов. Глава Росавиации Дмитрий Ядров подчеркнул, что формировался проект постановления и федеральный закон совместно с Минтрансом. Был сделан акцент не только на капитальном ремонте ВПП, перронов, рулежных дорожек, но и на строительстве легковозводимых модульных сооружений. Модульные конструкции позволят обеспечить неплохой пассажиропоток, при этом суммы строительства будут существенно ниже.
«Механизм финансирования – повышение ставки сбора за аэронавигацию на 150 руб. Это так называемые пролетные средства, они будут собираться в единый котел», – заявил руководитель ФАВТ. По его оценке, сбор позволит ежегодно пополнять фонд на 10–12 млрд руб. При этом мера коснется не всех. От повышения аэронавигационных сборов освободили самолеты, осуществляющие рейсы внутри Дальневосточного федерального округа. Новое повышение уже одобрили в ФАС, и теперь осталось только дождаться закона, чтобы начать новый сбор средств, сообщил руководитель. Было подчеркнуто, что деньги пойдут на реконструкцию аэродромов.
В то же время приказом Минтранса от 27.04.2024 № 149 утвержден порядок установления аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и взимания рассчитанной на их основе платы с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего назначения, организаций экспериментальной и государственной авиации и с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 Воздушного кодекса Российской Федерации организаций иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, предусматривающие положения о взимании тех же сборов и тарифов, которые установлены для российских лиц.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 года. Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 15 мая 2000 года № 125 признан не подлежащим применению.
Кроме того, 2024 год был отмечен несколькими обнадеживающими заявлениями Дмитрия Ядрова. Так, в рамках Восточного экономического форума было заявлено, что Росавиация совместно с Министерством транспорта РФ проводит работу по совмещению должностей, связанных с регистрацией, транспортно–досмотровыми, аварийно–спасательными мероприятиями в целях оптимизации штатной численности. «Эту работу мы до середины следующего года завершим. Как и работу совместно с Министерством транспорта РФ по изменению нормативно–правовых актов по упрощению требований к аэродромам (с длиной ВПП) до 1500 метров», – уточнил руководитель.
Глава Росавиации также сообщил о проводимой совместно с Минтрансом работе по упрощению требований к строительству аэродромной инфраструктуры и посадочных площадок с длиной взлетно–посадочной полосы (ВПП) до 1,5 тыс. метров: «Что касается вопросов стандартизации и изменения норматив но–правовой базы, локальных и рекомендательных актов, СНИПов, ФАПов и сводов правил – эта работа уже ведется. Под руководством заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Григоренко создана рабочая группа, которая должна привести в нормальное состояние нормативные акты». Он отметил большую зарегулированность этой сферы, особенно в отношении создания очистных сооружений, организации патрульных дорог, аварийно–спасательных станций, транспортной безопасности.
Интересно, будет ли учитываться при инвентаризации нормативки правительственное постановление от 20.05.2023 № 799 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»? Им установлено, что применительно к федеральному государственному контролю (надзору) в области гражданской авиации в рамках так называемой регуляторной гильотины не производится признание утратившими силу: постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»; приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»; приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17.06.2019 № 184 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21».
Кроме этого, применительно к федеральному государственному контролю (надзору) качества и безопасности медицинской деятельности не производится признание утратившим силу приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (пп. «б» п. 1 постановления).
Техуслуги для
беспилотников –
под контроль
С 1 марта 2025 года устанавливается порядок проведения для гражданской авиации наземных и летных проверок светосигнального и радиотехнического оборудования, оборудования авиационной электросвязи, наземного оборудования, необходимого для предоставления услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами.
Процедура узаконена приказом Минтранса России от 07.10.2024 № 354 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок проведения для гражданской авиации наземных и летных проверок светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования, необходимого для предоставления поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем».
Стандарты согласует Минпромторг России.
К сведению приобретателей и разработчиков техдокументации, касающейся отраслевых решений, с 1 сентября 2025 года не допускается применение стандартов, не относящихся к документам по стандартизации и не включенных в перечень Росстандарта, при закупках, а также использование ссылок на такие стандарты в нормативных правовых актах, конструкторской, проектной и иной технической документации.
Росстандарт сообщил об отсутствии информации о статусе ОСТ 54–0–830.74–99 «Система стандартизации гражданской авиации. Гражданские аэродромы. Химические реагенты для борьбы с льдообразованием на искусственных покрытиях. Технические требования».
Указывается, что вопросы о статусе отраслевых стандартов в области гражданской авиации целесообразно направлять в адрес Минпромторга России.
Помимо указанных новшеств, отраслевым руководством приняты десятки менее значимых документов.
Шамиль БАЙБЕКОВ 


просмотры:

786

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.