Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Туризм аэропортам в помощь

 |  redaktor  |  Воздушный транспорт

Воздушная гавань Горно–Алтайска взята в концессию

Гражданская авиация

В Минтрансе России состоялась торжественная церемония подписания первого концессионного соглашения в рамках национального проекта «Эффективная транспортная система» о финансировании, создании, реконструкции и использовании объектов аэродрома аэропорта Горно–Алтайска.

Что такое Манжерок…

По итогам 2024 года аэропорт Горно–Алтайска увеличил пассажиропоток на 10,7% к уровню 2023 года. Он обслужил 475 187 пассажиров. Для сравнения: по итогам 2023 года аэропорт Горно–Алтайска увеличил пассажиропоток на 31,8% к уровню 2022 года, обслужив 429 269 человек.
Таким образом, пассажиропоток здесь продолжает увеличиваться, но темпы его роста демонстрируют снижение. Одна из весомых причин – пропускная способность терминального комплекса. Здание аэропорта возведено еще в 1968 году в расчете на 100 тыс. пассажиров в год. Возможности ВПП позволяли принимать самолеты Ан–2. Реконструкция взлетно–посадочной полосы, которая была проведена в июле 1972 года, позволила принимать самолеты Як–40. В 2011 году был введен в эксплуатацию реконструированный аэродромный комплекс, включающий в себя перрон, места стоянок воздушных судов, новое современное светосигнальное оборудование, мачты освещения. Длина взлетно–посадочной полосы была увеличена до 2300 метров. Это позволило расширить число авиалиний. Появились новые рейсы в Нижневартовск и Сургут. В мае 2012 года произошло знаковое событие – аэропорт Горно–Алтайск принял первый в истории авиарейс из Москвы.
В тот же период Сбербанк взял под свое управление всесоюзный курорт «Манжерок».
Наша справка. «Манжерок» –
круглогодичный горнолыжный курорт в Республике Алтай. Расположен на высоте 423 метра над уровнем моря рядом с озером Манжерокским, единственным теплым озером в Республике Алтай, у подножия горы Малая Синюха. Находится в 36 километрах езды от аэропорта Горно–Алтайска. Манжерок с алтайского переводится как «сопка, покрытая туманом и лесом».
Курортом Манжерок стал еще в раннее советское время: в начале 1930–х здесь построили базу отдыха для партийных работников области. С начала Великой Отечественной войны ее переоборудовали в детский лагерь, куда вывозили поправлять здоровье детей из блокадного Ленинграда. В 1963 году базу обновили и построили большой пионерский лагерь. Звездным часом курорта стал фестиваль монголо–советской молодежи «Алтай–66», который длился неделю и проходил с невиданным для этих мест размахом: торжественные мероприятия проводились одновременно на нескольких площадках, участие в фестивале принимали известные артисты и спортсмены.
Спустя десятки лет оборудование износилось, а озеро загрязнилось и стало малопригодным для купания (водам был присвоен статус «очень грязных»). Интерес у туристов к этой зоне начал проявляться в 2000–е годы. По воспоминаниям местных жителей, тогда это было уделом «дикарей», которые были готовы жить в придорожных гостиницах, «украшенных» табличками «Места есть!» и самодельными указателями.
В конце прошлого десятилетия Сбер активно взялся за развитие курортной зоны. В результате в июне 2023 года было объявлено об открытии на курорте пятизвездочного отеля на 304 номера, который стал самым большим и самым дорогим для проживания отелем премиум–класса в Сибири. «Мы открываем первую часть нашего курорта «Манжерок». Мы хотим сделать его первым выбором для жителей России вне зависимости от территории проживания: от Дальнего Востока до западных границ нашей страны», – сказал председатель правления Сбербанка Герман Греф на мероприятии.
За период с 2022 по 2023 год турпоток в Республику Алтай увеличился на 43%. При этом примерно пятая часть всех отдыхавших стала гостями курорта «Манжерок». В 2022 году Манжерок посетили 520 тыс. человек, в 2023–м – не менее 700 тыс. туристов. В зимнем горнолыжном сезоне 2023–2024 годов на курорте отдохнули более 210 тыс. туристов, что на 56% больше показателей предыдущего сезона.
В планах Сбера построить здесь еще два пятизвездочных отеля подобного уровня. В этом случае аэропорт Горно–Алтайска станет узким горлышком. Именно так его охарактеризовал Герман Греф: «Аэропорт Горно–Алтайска сегодня – это узкое горлышко. Мы будем строить новый аэропорт. Существующий снесем после постройки, потому что регион требует значительно большей мощности».
Одной из проблем региона в целом остается его транспортная доступность. Республика Алтай не имеет железнодорожного сообщения, и это повышает роль аэропорта в Горно–Алтайске. Эксперты Сбера оценили данное обстоятельство и посчитали нужным включить аэропорт в единый инфраструктурный кластер с курортной зоной. Так, в 2024 году банк стал единственным владельцем аэропорта, ресурсы которого предполагалось наращивать. «Проектируем аэропорт сейчас на 1,2 млн пассажиров, а правительство должно свою часть инфраструктуры сделать – удлинить полосу, построить перроны», – заявлял ранее руководитель Сбера. Но в каких обязательственных рамках должны были солидаризироваться в данном случае бизнес и государство?

Ключевой проект развития

Основа механизма такого взаимодействия вскоре прояснилась. В мае 2024 года Президент РФ Владимир Путин провел расширенное заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам и комиссий Государственного совета по направлениям социально–экономического развития. Обсуждалась разработка серии новых национальных проектов, в том числе в области транспорта. «Прошу коллег внимательно проанализировать предложения субъектов Федерации и дополнительно, не формально, а по существу нацелить министерства на активное привлечение регионов, гражданского общества, бизнеса к подготовке новых национальных проектов. Повторю: речь идет не о проектах отдельных ведомств, а о масштабных, взаимоувязанных программах, которые должны работать на решение общих системных задач, важных для всех граждан страны», – подчеркнул глава государства.
В августе 2024 года стало известно о том, что в России запускается масштабный национальный проект «Эффективная транспортная система» с общим бюджетом в 10 трлн руб. Этот проект, инициированный на правительственном уровне, направлен на создание и модернизацию ключевой транспортной инфраструктуры страны.
На заседании президиума Правительственной комиссии по транспорту и комиссии Госсовета по направлению «Транспорт», где представили структуру нацпроекта, было отмечено, что новый национальный проект станет преемником Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который реализуется с 2019 года.
С 1 января 2025 года нацпроект, в состав которого вошли 9 федеральных проектов, включая «Развитие опорной сети аэродромов», стартовал. Портфель нацпроектов рассчитан на период до 2030 года. Основная цель – создать единую интегрированную транспортную сеть, которая будет удобной и доступной для всех граждан. Это предполагает не только модернизацию уже существующих объектов, но и строительство новых инфраструктурных комплексов, что позволит сократить время в пути, увеличить безопасность и улучшить логистику между различными регионами страны. В числе приоритетных задач – реконструкция и строительство 75 аэродромов.
По состоянию на апрель 2024 года Минтранс оценивал финансирование нацпроекта в целом, то есть до 2030 года, в 10,2 трлн руб. Вероятно, конкретные параметры нового нацпроекта изменятся, считают эксперты, но радикальных изменений они все–таки не ждут. Основные проекты и перспективные стройки уже определены.
Реконструкция воздушных гаваней до 2030 года потребует 250 млрд бюджетных рублей и 82,9 млрд руб. из внебюджетных источников. Предполагается, что одним из внебюджетных источников может стать Фонд национального благосостояния. Планируется построить новые гавани в Шерегеше и Омске и провести реконструкцию аэропортов Сочи, Владивостока и Калининграда. Аэропорт Горно–Алтайска также значился в планах реконструкции.

Механизм реализации
при ограниченных ресурсах

С подписанием концессионного соглашения о финансировании, создании, реконструкции и использовании объектов аэродрома аэропорта Горно–Алтайска последний перешел из разряда планируемых в реально реконструируемый объект.
Проведение мероприятий по реконструкции аэродромной инфраструктуры аэропорта намечено на период 2025–2028 годов. Общий объем финансирования составляет 10,2 млрд рублей, из которых 80% – средства федерального бюджета в форме капитального гранта и 20% – средства инвестора.
По словам заместителя Председателя Правительства РФ Виталия Савельева, использование механизма концессии позволяет ускорить сроки реализации проектов за счет того, что в условиях ограниченных возможностей федерального бюджета привлекаются внебюджетные средства инвесторов, что является важным моментом во взаимодействии и сотрудничестве государства и бизнеса.
Глава Минтранса России Роман Старовойт подчеркнул, что создание и реконструкция аэровокзальной инфраструктуры в современном комфортном виде – это ключевая задача для достижения целей, поставленных Президентом России. По его словам, всего на реализацию мероприятий по реконструкции аэродромной инфраструктуры в рамках национального проекта «Эффективная транспортная система» предполагается израсходовать 577 млрд руб., из которых почти 128 млрд руб. – частные инвестиции.
Помимо продления взлетно–посадочной полосы аэродрома Горно–Алтайска предусмотрено расширение перрона и увеличение количества мест стоянок для воздушных судов с 10 до 21, а также строительство новой магистральной рулежной дорожки и нового здания аварийно–спасательной службы. Все это позволит аэропорту расширить класс принимаемых воздушных судов и обслуживать больше гостей, в том числе из других стран.
Курортную зону и аэропорт соединит современное дорожное полотно. «Мы наблюдаем огромный поток желающих посетить Алтай – жемчужину нашей страны. Сейчас очень важная стадия – это развитие инфраструктуры. Помимо реконструкции взлетно–посадочной полосы мы построим современный аэровокзал, строительство всего комплекса по соглашению завершим к 2028 году. Гости республики смогут получить самый современный и комфортный опыт обслуживания и в наземной инфраструктуре. Принято решение о строительстве четырехполосной высокоскоростной магистрали, по которой от аэропорта до всесезонного курорта «Манжерок» можно будет доехать за 15 минут», – сообщил Герман Греф.
В свою очередь руководитель Росавиации Дмитрий Ядров отметил, что Росавиацией сов-
местно с Минтрансом, Минфином, Минэкономразвития, ФАС России, правительством Республики Алтай и Сбербанком под руководством Виталия Савельева и Правительства РФ проведена большая работа по подготовке параметров концессионного соглашения. «В рамках проекта мы планируем реализацию нескольких этапов. Это взлетно–посадочная полоса, магистральная рулежная дорожка, перрон, очистные сооружения и аварийно–спасательная станция. Все это позволит обеспечить спрос на воздушные перевозки в республике», – сообщил глава агентства.
«В итоге мы получим практически новый, современный аэропорт. Его площадь увеличится в 15 раз. Кратно возрастет количество рейсов, расширится география полетов. А пропускная способность позволит обслуживать порядка 1,5 млн пассажиров в год. После получения статуса международного появятся маршруты в другие страны. И что очень важно при расширении аэропорта – для наших жителей будет созданы новые рабочие места», – резюмировал глава Республики Алтай Андрей Турчак.
Отмечается, что правительство совместно с инвестором в лице Сбера реализует в Горно–Алтайске первую в своем роде модель концессионного соглашения для аэропортового комплекса. В 2025 году будут заключены еще три аналогичных соглашения по аэропортам в городах Кемерово, Ставрополь и Чита. Всего в рамках федерального проекта «Развитие опорной сети аэродромов» нацпроекта «Эффективная транспортная система» планируется заключить 28 аэропортовых концессий.
Шамиль БАЙБЕКОВ


просмотры:

480

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.