Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

«Умный аэропорт»: будущее, которое стучится в дверь

Цифровизация аэропортового хозяйства становится неотъемлемой составляющей строительства и функционирования воздушных гаваней

Современные аэропорты – это уже не просто правильно оборудованные площадки для приема самолетов и посадки/высадки пассажиров. Сейчас к ним предъявляются требования как к многофункциональным комплексам с огромным числом предоставляемых услуг, продуманной инфраструктурой, удобными подъездными путями. И эти требования – веление времени.

Так считают участники прошедшей онлайн–конференции «Цифровизация аэропортов».

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Обеспечить высокое качество услуг сегодня без применения современных информационных технологий невозможно. Аэропорт будущего, «умный «аэропорт» – от стадии его проектирования, строительства до эксплуатации будет работать, опираясь на высокие технологии. Тем более что применение современных информационных технологий, в первую очередь ВIМ, как раз на таких сложных объектах дает максимальный эффект.

На стадии проектирования BIM–технологии дают возможность выявить коллизии и нестыковки, позволяют формировать точную документацию непосредственно из трехмерной модели, улучшают координацию за счет совещаний с использованием BIM–модели, дают возможность проверки сложных проектных решений и ускорения процесса проектирования.

Обязательное применение BIM на объектах госзаказа с 1 января 2022 года узаконено. Минтранс России не только не остался в стороне от общей практики внедрения технологии информационного моделирования при архитектурно–строительном проектировании транспортной инфраструктуры, но и действует с опережением.

С 1 января 2021 года подготовка проектной документации в отношении объектов транспортной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых финансируется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, должна осуществляться с использованием технологии информационного моделирования.

Сейчас в России около 300 действующих аэропортов, а в ближайшие 10–15 лет планируется построить еще более 200 новых и реконструировать значительную часть старых комплексов. В начале 2020 года в стране началась масштабная модернизация региональных аэропортов, на которую было выделено 26,4 млрд руб. Проект реконструкции входит в состав Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.

Реконструкция объектов аэропортовой инфраструктуры – очень важный и трудоемкий процесс, требующий значительных материальных инвестиций, времени и сил. К каждому инфраструктурному объекту предъявляются повышенные требования с точки зрения обеспечения бесперебойной работы и безопасности. Кроме того, на любом объекте организована работа сложных инженерных сетей: вентиляции, электросетей и других. И любая ошибка в расчетах потребует коррекции и приведет к потерям финансовым, материальным, трудовым.

Это одна из главных причин, по которой в процессе модернизации аэропортов эксперты стали все чаще обращаться к технологии информационного моделирования (BIM).

На конференции специалисты рассказали о технологии наземного лазерного 3D–сканирования, которая уже давно и прочно завоевала себе место в различных производственных областях: от геодезического сопровождения индустриальных проектов, выполнения архитектурно–обмерных чертежей зданий до цифрового моделирования.

МИРОВАЯ «ЦИФРА» АЭРОПОРТОВ

Объем инвестиций в цифровизацию аэропортов в мире растет с каждым годом. И это закономерно. Рост затрат связан в первую очередь с увеличением пассажиропотока и загрузкой воздушных гаваней, а также с необходимостью обработки все большего количества данных и снижения времени ожидания на контрольно–пропускных пунктах. Согласно прогнозам, уже к 2023 году расходы на развитие ИТ–инфраструктуры аэропортов увеличатся до 4,6 млрд долл. (при темпах роста на уровне 3,8%) при увеличении пассажиропотока в этот же период с текущих 7,24 до 9,63 млрд человек в год.

Операторы аэропортов сегодня активно инвестируют в развитие и внедрение биометрических технологий, решения на основе технологии блокчейн, облачные сервисы, технологии для обработки и анализа больших данных, системы автоматизации, создание операционных центров и др.

Еще одно перспективное направление цифровизации – внедрение блокчейн–технологий. Сегодня они применяются для хранения данных пассажиров, информации о рейсах и для осуществления финансовых транзакций.

ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ

Одним из перспективных направлений информационных технологий являются цифровые двойники. Цифровой двойник – 3D– и «живая» реплика физического актива, системы или процесса. Технология позволяет создавать развивающийся цифровой профиль объекта на основе массива исторических и текущих данных его поведения. С помощью аналитики, машинного обучения и искусственного интеллекта создается двусторонний поток информации. Реальный актив посылает данные о текущих параметрах работы в реальном времени на свой цифровой двойник для их оценки (например, прогнозирования загрузки ВПП на ближайшее время), и, если необходимо действие, цифровой двойник отвечает рекомендациями изменений режима работы.

В России пока нет цифровых двойников аэропортов, хотя технические возможности для их создания имеются. Во многом это связано с несовершенством нормативно–правовой базы. Начиная с 2021 года ситуация изменилась, и применение информационных технологий моделирования при реализации бюджетных проектов транспортной инфраструктуры стало обязательным. Так что создание цифровых двойников отечественных аэропортов не за горами.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», к.э.н.

Полностью статью «Умный аэропорт»: будущее, которое стучится в дверь» можно прочитать в №22 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


просмотры:

1381

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться