Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

МАКС–2021: демонстрация надежд

Поскорее бы запустить экспонаты в серию

Одно из главных достижений авиасалона – это то, что он состоялся. Пройдет ли в намеченные сроки аэрокосмическая выставка Dubai Airshow 2021 – остается пока гадать. По данной причине журналисты назвали МАКС уникальным.

ОСНОВНАЯ ТЕМА

Авиавыставки, как правило, масштабны. К ним готовятся загодя, приурочивая к действу проекты, новинки, контракты… Интрига желательна. Не проигнорировал ее и Минпромторг России. Незадолго до открытия МАКС–2021 руководитель Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь доложил Президенту России Владимиру Путину о предстоящем показе на авиасалоне нескольких новинок.

Президент предпочел убедиться в этом лично. На открытии пятнадцатого Международного авиационно–космического салона он заявил, что Россия открыта для сотрудничества в области авиации и космонавтики со всеми странами. А сферы, в которых ученые, конструкторы, другие специалисты разных стран должны объединяться для достижения новых прорывных результатов, – это повышение безопасности полетов, сокращение негативного влияния авиации на окружающую среду, изучение внеземного пространства.

«Уверен, что современная, эффективная и безопасная техника российского производства поможет отечественным авиакомпаниям удовлетворять растущий спрос на полеты, займет достойное место на мировом рынке и тем самым укрепит позиции России как одного из признанных лидеров авиакосмической отрасли».

Владимир Путин

По окончании осмотра демонстрационной программы Владимир Путин провел совещание по вопросам реализации ключевых проектов в сфере гражданского авиастроения. В ходе мероприятия он напомнил, что правительством реализуются масштабные меры по поддержке продаж новых гражданских воздушных судов, в том числе самолетов «Сухой Суперджет–100» и отечественных вертолетов.

«Давайте сегодня посмотрим, как реализуются принятые решения, сколько самолетов и вертолетов уже приобретено с использованием механизма госгарантий, есть ли какие–то проблемные, нерешенные, может быть, еще вопросы», – предложил он.

Видимо, учитывая прежний опыт неспешной подготовки проектов в серию и серийного производства, глава государства потребовал определить перспективные планы производителей по выпуску авиатехники до 2030 года, а также их ответственность по обязательствам в части сроков поставки, цен, качества и уровня исправности такой техники.

«Эти планы должны быть обеспечены соответствующим финансированием из различных источников. Это тоже одна из наших основных тем сегодня», – резюмировал он.

Что в планах?

Итак, если президент потребовал определить перспективные планы, значит, их, планов, нет или они находятся в сыром виде. Очевидно, эти планы созреют к моменту принятия Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Вопрос: в каком виде новые гражданские воздушные суда будут представлены?

В какой–то степени об этом можно судить по экспонируемым на авиасалоне изделиям. Разумеется, не по всем из 202 представленных воздушных судов, а также авиационных двигателей.

Пока все российское в серийном исполнении летает на зарубежных моторах. Поэтому стоит уделить большее внимание именно российским прорывным технологиям в этом сегменте.

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) представила проекты турбовальных двигателей ВК–650В и ВК–1600В, а также демонстратор газогенератора двигателя ПД–8, создаваемого для использования в составе силовой установки самолета SSJ–New. Но, безусловно, внимание специалистов привлек среднемагистральный самолет МС–21–310 с новейшими отечественными двигателями ПД–14.

Порадовало присутствие на авиасалоне регионального турбовинтового Ил–114–300, который заменит выходящий из эксплуатации Ан–24.

ФПИ (Фонд перспективных исследований) и СибНИИА в рамках проекта «Партизан» представили самолет сверхкоротких взлета и посадки, способный взлететь с вертолетной площадки. Уникальная технология была продемонстрирована на летающей лаборатории на базе самолета ТВС–2МС. В законченном виде это будет турбовинтовая машина, в которой за счет дополнительных винтов обеспечивается обдув крыла, что повышает подъемную силу. Уже определен технический облик демонстратора, его максимальная взлетная масса составит 3380 кг, он будет способен перевозить полезную нагрузку до тонны на расстояние до тысячи километров и осуществлять взлет–посадку на неподготовленные площадки размером 50 на 50 м. Летные испытания демонстратора в пилотируемом и беспилотном режимах намечены на конец 2022 года.

Разумеется, машина перспективная. Но как поведет себя механизм дополнительных винтов, обеспечивающих обдув крыла, в условиях севера, где такой самолет пришелся бы в самую пору?

Бесспорно, должное место отведено и вертолетному производственному комплексу. Это один из активно развивающихся сегментов, что проиллюстрировано на МАКСе. Так, холдинг «Вертолеты России» заключил соглашения на поставку 84 вертолетов, в числе которых Ми–171А3, Ка–62, Ми–38, Ми–8, «Ансат». На МАКСе также был представлен образец модификации легкого вертолета Ка–226Т, который уже осенью начнет серию испытательных полетов. Серийное производство Ка–226Т Climber планируется начать в 2022 году.

ДОРОГУ СТАРТАПАМ!

На пороге нового технологического уклада перед Россией стоит важная задача – помимо традиционных форм хозяйственной деятельности, быть в авангарде развития глобальных технологических решений. Эти национальные задачи не только озвучиваются, но и становятся приоритетными для всех секторов социально–экономической деятельности, включая транспортный.

Президент России неоднократно напоминал о необходимости запустить механизм, позволяющий как можно шире распространять знания и компетенции, которые востребованы не только сегодня, но и в будущем, на десятилетия, а может быть, минимум на пару десятилетий вперед. Это критически важно для развития цифровой экономики, для прорыва в науке и технологиях, так же как и дальнейшее снятие барьеров для деятельности исследователей, разработчиков передовых технологий. И, конечно, очень важно создать условия для тех, кто эффективно работает по стартапам.

Заметим – представительство новых технических решений на основе беспилотных конструкций на авиасалоне растет. Это подтверждает слова Владимира Путина о том, что будущее за беспилотными летательными аппаратами и роботизированными комплексами, применением в авиации искусственного интеллекта.

Шамиль БАЙБЕКОВ

Полностью статью «МАКС–2021: демонстрация надежд» можно прочитать в №36 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться