Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Доступность. Мобильность. Бесперебойность

Единая дальневосточная авиакомпания набирает обороты

Практический опыт, приобретенный российской гражданской авиацией в условиях пандемии, позволил оперативно принять необходимые решения в целях повышения транспортной доступности и мобильности населения России в текущих условиях.

По данным Росавиации, в 2022 году для повышения уровня мобильности населения реализуются меры государственной поддержки субсидируемых маршрутов, на которые из бюджета выделен значительный объем средств – 27,5 млрд руб. Осуществляются программы субсидирования региональных перевозок, полетов в центральную часть России из Калининграда, с Дальнего Востока.

За январь–февраль 2022 года в рамках программы субсидирования региональных авиаперевозок выполнены более 7 тыс. рейсов, это на 25% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Более 436,8 тыс. пассажиров воспользовались льготными авиабилетами.

Программой субсидирования в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению в январе–феврале 2022 года воспользовались более 140,3 тыс. пассажиров, что на 27% превышает показатель 2021 года.

Ожидается, что реализация указанных мер поддержки позволит обеспечить в 2022 году рост перевозок пассажиров по льготным тарифам на 14%.

Три программы субсидирования

Опережающее развитие Дальнего Востока, занимающего более 40% территории нашей страны, – одна из приоритетных задач государства. Особое значение уделяется транспортной доступности и связанности региона. В этом году беспрецедентно увеличился объем государственной поддержки – федерального субсидирования авиасообщения с Дальним Востоком. Правительством РФ разработаны три программы субсидирования авиаперевозок.

Первая предназначена только для жителей Дальнего Востока и обеспечивает доступные перелеты в Москву и Санкт–Петербург. При этом один человек может воспользоваться возможностью приобретения льготных авиабилетов два раза туда и обратно, то есть приобрести четыре билета в течение года. В 2021 году на программу выделены 5,5 млрд руб. Более 500 тыс. человек купили билеты по цене от 8700 до 10 200 руб. в одну сторону. В 2022 году на программу будут выделены 6,5 млрд руб., планируется перевезти более 600 тыс. пассажиров.

По второй программе билеты по сниженным ценам могут приобрести льготные категории граждан – молодежь, многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды. Среди них как дальневосточники, так и жители других регионов, которые хотят посетить регион. В 2021 году на эту программу направлены 4,4 млрд руб., перевезены более 450 тыс. пассажиров.

В программе – свыше 40 маршрутов по территории Дальнего Востока, Сибири, а также из ДФО в центральные и южные регионы страны. Например, из Петропавловска–Камчатского до Москвы можно долететь за 7500 руб., за ребенка до 12 лет придется заплатить немногим более 5000 руб. Из Хабаровска в Петропавловск–Камчатский по этой программе можно долететь за 2500 руб.

На самом деле желающих воспользоваться программой оказалось гораздо больше. По поручению Президента РФ Владимира Путина с 2022 года введен механизм автоматического субсидирования, при котором люди смогут приобрести билеты по льготной цене, даже если средства, выделенные на субсидирование перелетов, закончатся. При этом авиакомпании получат возмещение из федерального бюджета.

Наконец, третья программа направлена на развитие межрегиональных авиаперевозок внутри округа. В 2021 году на ее реализацию были направлены 1,2 млрд руб. В 2022 году эта сумма возросла почти в пять раз и составила 5,9 млрд руб. Оператор программы – единая дальневосточная авиакомпания «Аврора», которая призвана стать одним из инструментов социально–экономического развития дальнего Востока, способствовать повышению качества жизни дальневосточников и усилению экономических связей дальневосточных регионов.

Летайте самолетами «Авроры»

Единая дальневосточная авиакомпания создана в 2021 году по поручению Президента РФ Владимира Путина на базе АО «Авиакомпания «Аврора» с интеграцией региональных авиакомпаний – «Хабаровские авиалинии», «Авиакомпания «Якутия», «Полярные авиалинии», «Камчатское авиационное предприятие», «ЧукотАвиа», принадлежащих соответствующим субъектам ДФО.

В 2021 году авиакомпания «Аврора» выполнила 1934 рейса по 20 новым социально значимым маршрутам на Дальнем Востоке, которыми воспользовались более 69,8 тыс. пассажиров. При этом 524 рейса выполнили авиакомпании – участники дальневосточного альянса. Размер субсидии из бюджета составил 1,4 млрд руб.

Социально значимые рейсы в 2021 году охватывали такие города, как Южно–Сахалинск, Хабаровск, Владивосток, Красноярск, Якутск, Чита, Улан–Удэ, Анадырь, Петропавловск–Камчатский, Магадан, Николаевск–на–Амуре, Комсомольск–на–Амуре, Благовещенск, Зея, Тында, Оха, Советская Гавань, и поселки городского типа – Кавалерово, Шахтерск и Ноглики.

Самым востребованным по итогам 2021 года стало направление Хабаровск – Якутск, на данном маршруте выполнены 270 рейсов и перевезены 11,8 тыс. пассажиров. Также популярностью среди населения региона пользуются рейсы из Владивостока в Улан–Удэ (6,8 тыс. пассажиров), из Хабаровска в Оху (6,3 тыс. пассажиров) и Тынду (5,7 тыс. пассажиров), из Южно–Сахалинска в Красноярск (5,6 тыс. пассажиров).

В 2022 году авиакомпания «Аврора» продолжит выполнение этой программы, и количество маршрутов будет увеличено до 36. Социально значимыми рейсами по доступным тарифам смогут воспользоваться 250 тыс. пассажиров. Запланированы 7320 рейсов, объем субсидирования из бюджета – 5,9 млрд руб.

В планах на ближайшие пять лет – удвоение пассажиропотока: услугами авиакомпании ежегодно смогут воспользоваться более 2 млн человек. Авиаперевозки будут осуществляться из 410 населенных пунктов Дальнего Востока по 535 социально значимым маршрутам, среди них 66 – межрегиональных и 469 – местных.

В настоящее время ведется работа над стратегией единой Дальневосточной авиакомпании для повышения эффективности использования авиапарка и развития специализации авиакомпаний группы.

Вопросы расширения транспортной доступности регионов Дальнего Востока, обновления авиапарка вошли в повестку совещания по вопросу деятельности единой Дальневосточной авиакомпании «Аврора», прошедшего под руководством заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева.

«Воздушный транспорт для дальневосточных регионов имеет жизненное, стратегическое значение. И для этого создана единая дальневосточная авиакомпания. Она должна работать эффективно и бесперебойно. Люди должны получать качественные услуги авиакомпании, перелеты должны быть комфортными, а маршрутная сеть должна и дальше развиваться», – заявил Юрий Трутнев.

Авиакомпания «Аврора» продолжает функционировать в штатном режиме. Проводится работа по максимальному выполнению запланированных полетов с авиакомпаниями–партнерами, входящими в единую дальневосточную авиакомпанию. В рамках летнего расписания продолжается сотрудничество и с другими партнерами «Авроры» в ДФО – авиакомпанией «Тайга» и авиакомпанией «СиЛА» (ООО «Сибирская легкая авиация»).

Генеральный директор АО «Авиакомпания «Аврора» Константин Сухоребрик заявил: «Вся маршрутная сеть авиакомпании на внутренних линиях сохраняется. Усилия наших специалистов – инженеров, техников, пилотов и руководства авиакомпании – направлены на выполнение утвержденных Правительством России планов по расширению программы социально значимых полетов».

На совещании обсуждался вопрос поставки воздушных судов российского производства. Юрий Трутнев поручил Минпромторгу совместно с Минтрансом России в приоритетном порядке обеспечить единую дальневосточную авиакомпанию «Аврора» отечественными самолетами.

Для увеличения численности авиационных судов и обеспечения бесперебойного локального авиасообщения также была рассмотрена возможность включения в авиапарк «Авроры» вертолетной техники российского производства. Юрий Трутнев поручил Минпромторгу, Минтрансу и Минфину России подготовить соответствующие предложения.

«Нужно проработать вопрос со своевременным обновлением воздушных судов с разных сторон. Это как закупка новых самолетов, так и предложение по использованию вертолетов. Дальний Восток – огромная территория нашей страны. Мы должны обеспечить качественную транспортную мобильность между дальневосточными регионами», – подчеркнул Юрий Трутнев.

Удобно и доступно

Вопросы развития единой дальневосточной компании обсуждались и на совещании в СФ, которое провел заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, заместитель председателя Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации Анатолий Широков.

Было отмечено, что с началом деятельности единой дальневосточной авиакомпании удалось не только установить доступные цены на авиабилеты, но и значительно расширить маршрутную сеть ДФО. Кроме всего прочего, доступность авиаперелетов благодаря мерам государственной поддержки приведет к росту турпотока на Дальнем Востоке.

По информации министра дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области Алексея Сиорпаса, внутреннее авиасообщение осуществляется по 12 маршрутам, из областного бюджета ежегодно выделяются 299 млн руб. С приходом в регион авиакомпании «Аврора» на маршруте Магадан – Петропавловск–Камчатский увеличилась частота выполняемых авиарейсов с одного до трех раз в неделю, стоимость авиабилетов снизилась на 50%.

В Хабаровском крае в 2021 году при поддержке федерального бюджета в рамках деятельности единой дальневосточной авиакомпании по постановлению № 1172 выполнены 1350 рейсов, перевезены 43,9 тыс. пассажиров, сообщила министр транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Ирина Горбачева. Перелеты совершались по 14 социально значимым направлениям. Жителям края стали доступны перелеты из Хабаровска в Оху, Шахтерск и Ноглики (Сахалинская область), в Кавалерово (Приморский край), Зею и Тынду (Амурская область), Якутск и Анадырь. Также запущены новые рейсы из Комсомольска–на–Амуре в Южно–Сахалинск, Благовещенск и Красноярск, из Николаевска–на–Амуре во Владивосток. Кроме того, открыт авиамаршрут Советская Гавань – Южно–Сахалинск. Все направления очень востребованы. Стоимость билетов по ним в одну сторону составляет от 2200 до 10 500 руб.

Краевая авиакомпания «Хабаровские авиалинии» начала выполнять рейсы по код–шерингу с АО «Аврора» на маршрутах Советская Гавань – Владивосток и Хабаровск – Шахтерск в октябре 2021 года. За три месяца 2021 года перевезены 1108 человек.

В 2022 году маршрутная сеть Хабаровского края пополнилась шестью новыми маршрутами: Владивосток – Комсомольск–на–Амуре, Хабаровск – Чита, Благовещенск – Хабаровск, Нерюнгри – Хабаровск, Улан–Удэ – Хабаровск и Хабаровск – Мирный. Помимо открытых новых рейсов из Хабаровска появились маршруты из Советской Гавани, Комсомольска–на–Амуре, Николаевска–на–Амуре. Эти города не имели воздушного сообщения с соседними регионами. За неполные два месяца 2022 года авиакомпания «Аврора» перевезла 14,4 тыс. пассажиров.

Восстанавливается внутренняя сеть аэродромов Сахалинской области. Начались полеты в Александровск–Сахалинский, Тымовское, Поронайск, Смирных. По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Валерия Спиченко, в 2022 году восстановлены две посадочные площадки, перевезены более 13 тыс. пассажиров. На эти цели из областного бюджета были выделены порядка 680 млн руб. В будущем году посадочная площадка появится на Северных Курилах, через год – на Шикотане.

В 2022 году планируется завершить строительство современного аэровокзала в Южно–Сахалинске. Пропускная способность вырастет в пять раз – до 5 млн пассажиров в год.

Входящая в альянс авиакомпания «Якутия» в 2021 году работала на пяти маршрутах. Выполнены 115 рейсов, перевезены 8,5 тыс. пассажиров. В планах на 2022 год – перевезти порядка 60 тыс. пассажиров по 11 маршрутам, из них шесть – из/в РС(Я).

В Чукотском автономном округе сложилась система межрегионального и магистрального воздушного сообщения по 10 маршрутам. Согласно постановлению Правительства РФ № 1172 предусмотрено субсидирование по двум социально значимым маршрутам, выполняемым с территории округа, – в Петропавловск–Камчатский и Хабаровск. Между тем существует потребность в расширении перечня маршрутов за счет средств федерального бюджета.

Также регион заинтересован в авиаперевозках по специальному тарифу по маршрутам Москва – Анадырь и Москва – Певек в течение всего календарного года, учитывая их высокую социальную значимость для жителей Чукотки.

Дополнительно к увеличению частоты рейсов группы авиакомпании «Аврора» регион продолжает в 2022 году софинансировать маршрут Анадырь – Владивосток авиакомпании S7, увеличивает частоту на этом направлении до двух раз в неделю. Также активно растет пассажиропоток на маршруте Иркутск – Анадырь, рейс, запущенный в конце прошлого года, сразу стал востребованным среди жителей ЧАО.

Авиакомпании ждут завершения реконструкции аэропорта Певек, который играет роль запасного аэропорта для Анадыря. Этот аэропорт обеспечивает навигацию по СМП, имеет стратегическое значение для Баимского месторождения, после его реконструкции станет возможно прямое сообщение между Москвой и Певеком.

45 и 21

Участники совещания подчеркнули, что одной из первостепенных задач для единой дальневосточной компании является обновление парка воздушных судов. Потребность компании – 45 самолетов отечественного производства (к 2025 году) и 21 вертолет (к 2035 году). Как сказал первый заместитель генерального директора АО «Авиакомпания «Аврора», директор Приморского филиала Дмитрий Тыщук, на финансирование 45 самолетов в 2022–2025 годах потребуется 112,4 млрд руб. Меры государственной поддержки составляют 10,2 млрд руб. (10%) и касаются только начального этапа эксплуатации воздушных судов, которые будут браться в лизинг до 20 лет. На весь период лизинга финансирование не определено. Дефицит средств составляет 101,2 млрд руб. (90%).

Ожидается, что 45 воздушных судов четырех типов будут распределены по авиакомпаниям группы и станут базироваться в тех городах, которые больше всего востребованы для маршрутной сети.

По словам заместителя директора департамента авиационной промышленности Минпромторга России Михаила Пересадина, подписан график поставки 45 самолетов вплоть до конца 2025 года: 8 самолетов Л–410, 10 легких многоцелевых самолетов «Байкал» 9–местной конфигурации, 19 самолетов Ил–114–300 и 8 самолетов «Суперджет–100». Эти машины включены в общий план государственного гражданского заказа на воздушные суда до 2030 года, что определило возможность использования для всего планового государственного заказа льготного механизма финансирования, которое разделено на две основные части: до 60% стоимости воздушного судна предоставляет ПАО «ГТЛК» из средств Фонда национального благосостояния по льготной ставке 1,5% годовых, вторая часть привлекается лизинговой компанией на рынке заемных средств и на нее распространяется весь объем субсидий.

Очевидно, что для расширения сети местных маршрутов необходимы вертолеты, без них перевозки на Дальнем Востоке осуществить в полной мере невозможно. В настоящее время вертолетный парк компаний, входящих в группу, составляет 43 ед., из них 35 машин – старше 30 лет. Партия из 21 вертолета будет произведена на авиационном заводе в Улан–Удэ. Вертолеты будут кастомизированы под требования перевозчика, завершаются согласование комплектации воздушного судна и определение его конечной стоимости.

Нуждаются в поддержке

Для дальневосточных регионов крайне важен вопрос финансирования мероприятий по поддержке развития местных авиаперевозок. Для обеспечения устойчивого роста и расширения маршрутной сети местных авиаперевозок Минтрансом России разработан и внесен в Правительство РФ проект постановления, предусматривающий софинансирование расходных обязательств регионов на субсидирование местных перевозок. Программой предусмотрено требование по сохранению текущего уровня поддержки местных перевозок из региональных бюджетов. По мнению Дмитрия Тыщука, предложенный подход предусматривает выделение средств только при постоянном росте пассажиропотока и объемов авиаперевозок на местных маршрутах, что не всегда достижимо из–за немногочисленного населения.

Кроме того, при финансировании местных авиаперевозок серьезным ограничением является неразвитая аэропортовая инфраструктура (ФПК «Аэропорты Севера», ФПК «Аэропорты Чукотки», ФПК «Аэропорты Камчатки», ФПК «Аэропорты Дальнего Востока»). Основные проблемы связаны с неудобным расписанием, ограниченным регламентом работы аэропортов, устаревшим оборудованием, дефицитом квалифицированного персонала, высокими аэропортовыми сборами, разрозненностью аэропортов, повышенными требованиями к посадочным площадкам.

Предлагаемые решения: объединение аэропортов ДФО на базе двух предприятий, одно из которых будет заниматься стратегическими вопросами – владение, развитие инфраструктуры, второе – оперированием этих работ. Предлагается также прямое централизованное финансирование и обнуление аэропортовых сборов для социальных рейсов. «Это приведет к увеличению частоты рейсов, снижению себестоимости полетов и бюджетных расходов, как федеральных, так и региональных», – резюмировал Дмитрий Тыщук.

Керосин разбушевался

Серьезный вызов для «Авроры» – повышение стоимости топлива в ДФО. «По итогам первого года эксплуатации рост стоимости керосина привел к убыткам на эксплуатируемых маршрутах. Решением данного вопроса стало бы уравнивание цен на керосин в ДФО с ценами в московском авиаузле за счет увеличения возвратного акциза, установленного дифференцированно для всех дальневосточных субъектов, поскольку стоимость керосина очень сильно отличается внутри ДФО (выше всего цена на Чукотке, самая низкая – в Амурской области)», – пояснил представитель авиакомпании «Аврора».

Правительство РФ разработало меры поддержки по удешевлению стоимости авиакеросина в аэропортах Дальнего Востока. Постановлением от 28 декабря 2021 года № 2508 утверждены Правила предоставления субсидии из федерального бюджета ОАО «РЖД» на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку железнодорожным транспортом во внутрироссийском сообщении моторного топлива, предназначенного для реализации на территории РФ, в направлении Дальневосточного федерального округа. Постановление касается восьми субъектов ДФО, за исключением Камчатки, Чукотки и Магаданской области.

Минтранс России осуществляет контроль за стоимостью авиакеросина, благодаря чему удается сдерживать стоимость в тех аэропортах, куда доступна доставка по железной дороге. Однако большинство аэропортов на Дальнем Востоке находятся вне зоны действия железнодорожников. В целях компенсации роста стоимости керосина для дальневосточных аэропортов авиакомпании предлагают оптимизировать демпфирующий механизм для авиакеросина в текущем году и в следующие три года.

Татьяна ЛАРИОНОВА,

обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться