Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Сыграли свадьбу в День Победы

Удивительные факты из жизни дважды Героя Советского Союза Виталия Попкова

Столетие назад, в 1922–м, родился Виталий Иванович Попков, летчик–ас Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, генерал–полковник авиации, почетный гражданин Москвы, ставший прототипом сразу двух главных героев одного из лучших фильмов о той войне «В бой идут одни старики» режиссера Леонида Быкова.

Виталий Иванович ушел из жизни в 2010 году. Около станции метро «Цветной бульвар» ему установлен памятник.

Мне посчастливилось встречаться и беседовать с прославленным летчиком. Поинтересовался, как судьба свела его с режиссером и актером Леонидом Быковым.

«Это случилось в конце 60–х годов в Венгрии. После войны наша авиационная часть дислоцировалась в этой стране. В августе на День авиации к нам в часть приехала группа артистов во главе с Иосифом Кобзоном, а с ними деятели кино и искусства Украины. Был среди них и Леонид Быков. Он сразу заинтересовался историей части, пошел в музей авиаполка, где и узнал о поющей эскадрилье. Тогда ему и представили меня: «Вот вам настоящий командир поющей».

Быков оказался очень дотошным. Он буквально выбивал из меня эпизоды нашей боевой жизни для будущего сценария фильма. И признался тогда, что уже очень давно хочет снять фильм о летчиках, но нет хорошего сценария. А тут такая необычная история о поющей эскадрилье.

Я рассказал, как мы не пускали в бой «желторотиков» – молодое пополнение, прибывшее на фронт после краткосрочного обучения. Давали им время набраться опыта. Обычно в бой шли одни старики, которым было–то по двадцать лет… По сути, фильм Леонида Быкова – это художественная и очень правдивая киноповесть о жизни летчиков нашего 5–го гвардейского истребительного авиационного полка. Меня же Леня решил «раздвоить», а с режиссером особенно не поспоришь».

Да, Виталия Ивановича в популярной киноленте «хватило» на два персонажа: кроме Маэстро (майора Титаренко), он еще и Кузнечик (лейтенант Александров). И открыл он на фронте счет сбитым самолетам так, как это сделал в фильме Кузнечик.

За лихачество в воздухе (над санчастью, где девчат много, он вздумал крутить фигуры пилотажа) командир полка отправил Попкова дежурить по аэродрому. Срок не установил, ограничившись словами: «Пока не посинеешь». Вот и дежурил за всех, а чтобы совсем не свихнуться от тоски по полетам, стал ловить кузнечиков. Так прозвище Кузнечик и прилипло. А месяца через полтора почти весь полк улетел на задание. На аэродроме остались только техники, молодые летчики и два самолета – командира полка и комиссара.

«Вдруг вижу: заходят для атаки немецкие самолеты – два бомбардировщика «Юнкерс–87» и два истребителя «Мессершмитт–109». Ближе всех к самолетам оказался я. Мгновенно вскочил в один из них, и без парашюта, без летного обмундирования взлетел и ринулся в атаку. С первого же захода «завалил» тихоходный бомбардировщик. Командир полка в это время брился – так, в одной майке, как в фильме, и взлетел. Но сбить немецкий самолет ему не удалось, так как после моей атаки они ушли».

Так что фраза «сбил бы больше, если бы вы своим нижним бельем всех фрицев не распугали» – не вымысел сценаристов кинофильма.

Работа над лентой началась года через два. Но фильм положили на полку. Пришлось Виталию Ивановичу принимать непосредственное участие в том, чтобы он вышел на экраны страны.

«Когда я служил в главной инспекции ВВС, в должности генерал–инспектора приехал в Киев проверять воздушную армию. Как–то после работы позвонил Лене Быкову. Он очень обрадовался моему звонку, предложил встретиться. Оказалось, что фильм снят, но министр культуры не дает добро на прокат киноленты. Мы с Быковым приехали в Министерство культуры, встретились с министром и просмотрели фильм. Я был в восторге от увиденного, едва сдерживал эмоции, вспоминая боевых друзей и пережитое. Но министр был недоволен: что это за фильм, возмущался он, тут летчики гибнут, не возвращаясь с заданий, а живые песенки распевают. Такого на войне быть не могло. Я спрашиваю министра, был ли он на войне. Тот отвечает, что не был, но все равно уверен, что так на войне не бывает. Не убедили его и мои признания в том, что прототип главного героя – это я, командир настоящей поющей эскадрильи. Тогда пришлось обратиться к заместителю министра обороны главкому ВВС Павлу Кутахову. Мы с ним были давними друзьями. Он тоже боевой летчик, Герой Советского Союза, в те годы – депутат Верховного совета СССР. Рассказал ему о фильме, Кутахов его просмотрел и остался доволен. В общем, фильм все–таки выпустили в прокат, правда, кое–что из него все же вырезали».

Там все правда: слова «Будем жить!» – последнее, что сказал летчик Барабонов, сбивший четыре вражеских самолета. То, что из двенадцати «желторотиков» в живых остались всего два – тоже суровая правда жизни того полка. И то, как прилетали на своем У–2 девушки (в фильме Зоя и Маша), – реальный факт. Но есть и «неточности»: Надежда Попова (Маша) и Семен Харламов (Ромео) остались живы, оба получили звание Героя Советского Союза, там же, на войне, поженились и прожили вместе 45 лет.

За годы войны Попков совершил 648 боевых вылетов, сбил 47 самолетов врага лично и 13 – в группе. По этому показателю «находился в первых рядах наших летунов», по собственному признанию генерала.

«Было ведь как: 16 самолетов сбил – Герой, 24 – дважды Герой, а больше как бы и не надо. Вот и рисовали звездочки ведомым. У меня в полку 11 Героев было, восемь из которых встретили День Победы вместе со мной».

Три раза его сбивали. Однажды кабину покинуть успел, но загорелся парашют. Повезло: упал в болото. В госпитале бравого капитана выходила ровесница – майор медицинской службы Раиса Волкова, которая и стала позднее его женой. Она родила прославленному асу сына и двух дочерей.

Молодые люди искали любую возможность встретиться. О любви своего лучшего летчика узнал командир авиадивизии полковник Василий Сталин, который стал и сватом, и свидетелем на свадьбе. Это он сумел добиться перевода невесты своего аса поближе к нему, хотя они служили на разных фронтах. Свадьба состоялась 9 мая 1945 года, и на ней гуляла вся дивизия, вспоминает Попков.

О Василии Сталине прославленный летчик остался хорошего мнения: мол, нормальный был мужик.

«Знаете, летчиком нельзя прикинуться. Либо ты летчик, либо нет. Поверьте мне: Василий был летчиком».

Последние два года комдив не летал. «Под Сталинградом он сбил четыре самолета, а когда сбили сына Анастаса Микояна Владимира, Москва запретила ему летать. Слишком нежно они были воспитаны, чтобы материться в воздухе и драться как звери», – отметил Попков. Впрочем, он считает, что у Василия Сталина хватало работы и без этого.

Авиаполк, в котором он служил и который позднее возглавил, сопровождал штурмовики. «Эти трудяги работали в поте лица, и наша задача была не сбивать вражеские истребители, а сохранить свои самолеты. Если мы брали 12 или 18 «горбатых», как называли Ил–2, то и обратно должны были доставить их в целости и сохранности. Из–под Сталинграда мы вели две дивизии штурмовиков и ни одного не потеряли».

Когда не летали – брали в руки музыкальные инструменты. Джаз–оркестр 5–го истребительного гвардейского авиаполка исполнял весь репертуар Леонида Утесова, популярность которого в те годы не знала себе равных. Попков руководил оркестром.

«Утесовские песни мы так лихо исполняли, что он нам два именных самолета подарил. В полку считалось почетным совершить боевой вылет на таком самолете. На одном из них были нарисованы нотные знаки и написано «Веселые ребята», на другом – голова льва. Есть легенда, что только немцы рисовали животных на своих боевых машинах. Мы тоже этим увлекались. К примеру, у меня на самолете красовалась голова тигра, у других – льва. А молодые летчики рисовали ощетинившегося кота».

Именно отсюда и музыкальный позывной Попкова – «Маэстро». К слову, Утесов подарил летчикам легендарной поющей эскадрильи также 41 пластинку с записями джазовой музыки и одесскими блатными песнями. Авиаторы были в восторге. Поначалу просто слушали, а потом стали разучивать.

К джазу Попков был неравнодушен потому, что его соседом по арбатской коммуналке был известный композитор Борис Мокроусов, благодаря которому он был завсегдатаем театров и концертов. «Мокроусову каждый день присылали большую пачку театральных билетов, и если он был не в духе, то просил меня их выбросить. Естественно, я вместе с друзьями ходил по ним на спектакли».

Владимир ГОНДУСОВ


просмотры:

2059

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться