Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Время новых решений

Первый заместитель директора Института управления и цифровых технологий РУТ, к. т. н., руководитель «авторских классов» Евгения Прокофьева

Благодаря тесной связи вуза с работодателем мы фактически получаем уникальную возможность развиваться в профессиональном плане, опираясь на современные технологии. 

Вся транспортная отрасль сконцентрирована на постоянном самообновлении: улучшенные технологии строительства транспортных объектов, использование более экологичных материалов, модернизация транспортных средств. В эту систему вписывается своевременное обновление и кадрового состава крупных отраслевых организаций.

Но на смену опытным специалистам не могут прийти вчерашние студенты. Решением проблемы может стать программа «авторских классов». О том, с чего начиналась их реализация в Российском университете транспорта, как они помогают улучшению и актуализации образовательных программ и каковы их перспективы, корреспонденту «ТР» рассказала первый заместитель директора Института управления и цифровых технологий РУТа, кандидат технических наук и руководитель «авторских классов» Евгения ПРОКОФЬЕВА.

 — Сама программа реализуется с 2007 года. На каком этапе к ней присоединился РУТ и что послужило главным стимулом для работы в этом направлении?

— На наш взгляд, для вуза важно оставаться на одном уровне с потенциальными работодателями. В ОАО «РЖД» динамично меняются подходы как к вопросам цифровизации, внедрения инновационных технологий, так и к требованиям к персоналу.

Для нас важна и сама по себе совместная работа. В рамках реализации программы мы получили возможность взаимодействовать непосредственно с заказчиками кадров, сократить разрыв между теоретической и практической частью обучения. На данный момент мы на постоянной основе взаимодействуем с различными структурными подразделениями компании-партнера — РЖД, например, с департаментом управления персоналом (ЦКАДР), Центральной дирекцией управления движением (ЦД), Дирекцией железнодорожных вокзалов (ДЖВ), департаментом информатизации (ЦКИ), Центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО), а также с АО «Федеральная пассажирская компания» и АО «Институт экономики и развития транспорта».

— Сколько «авторских классов» может быть открыто на базе одного университета?

— Формально любая кафедра может открыть «авторский класс», в этом отношении препятствий нет. Во многом открытие таких программ тесно связано с потребностями и желанием самих заказчиков. В частности, у нас было в планах привлечение операторских компаний, однако им вряд ли понадобятся сразу же 10-15 специалистов (обычно именно столько студентов обучаются по программе «авторский класс») с одинаковым набором компетенций. К сожалению, меньшее число студентов в группу, на наш взгляд, набирать нецелесообразно. Возможно, компаниям, желающим получить готовых специалистов, но в небольшом количестве — два-три человека, стоит подумать о создании своеобразного консорциума, но это уже отдельная тема для обсуждения.

— Каков механизм взаимодействия университета с ОАО «РЖД» в рамках данной программы с точки зрения организации учебного процесса? Наполнением «авторского класса» занимается университет?

— Все начинается с диалога. Либо университет, либо сама компания обращается ко второй стороне и инициирует обсуждение потребности в тех или иных специалистах. После этого составляется соответствующая заявка, в рамках которой готовится необходимая документация, в том числе рабочая программа, техническое задание, календарный план, калькуляция и договор.

время новых 1

Помимо этого, само определение «авторский класс» предполагает, что обучение в нем проводят главным образом ведущие специалисты-железнодорожники, авторы и разработчики инновационных проектов, создатели имитационных моделей, автоматизированных систем управления перевозочным процессом, которые эксплуатируются на сети железных дорог России. Разумеется, профессорско-преподавательский состав университета также привлекается к работе — к чтению лекций в рамках «авторского класса»..

— Очевидно, что сама программа сконцентрирована на компании-заказчике. Что в таком случае участие в ней дает самому университету?

— Самое важное, на наш взгляд, — это профессиональная оценка деятельности университета действующими специалистами отрасли. Благодаря тесной связи вуза с работодателем мы фактически получаем уникальную возможность развиваться в профессиональном плане, опираясь на современные технологии, применение которых распространено на транспорте в настоящий момент. Мы можем говорить о повышении качества образовательных программ, отслеживании тенденций на рынке труда и в соответствии с этим — повышении конкурентоспособности наших выпускников.

— Каков механизм отбора перспективных студентов для участия в программе?

— Институт производит отбор кандидатов совместно с заказчиком. При подборе кандидатов учитываются такие критерии, как: успеваемость студентов (кандидат должен учиться исключительно на оценки «хорошо» и «отлично»); целевое направление студента, хотя иногда бывает, что в программу попадают и те, кто не отнесен к группе целевиков; знание иностранного языка в объеме учебной программы специальности; активность, подготовка докладов и выступления на научно-практических конференциях, семинарах, симпозиумах, проводимых как самим университетом, так и ОАО «РЖД», транспортными компаниями. Помимо этого, в систему оценивания мы включаем общественную работу студента.

— Если говорить про финансовую часть вопроса, обучение в рамках «авторского класса» оплачивается средствами заказчика? Каковы условия данного финансирования?

— Да, программа полностью финансируется силами компании-заказчика. При этом в данном случае ОАО «РЖД» участвует и в организации стажировок — как на производственных объектах в России, так и в ознакомительных поездках студентов в зарубежные страны: Францию, Германию, Голландию, Китай. Данные условия прописаны в трехстороннем договоре.

Беседу вела Елизавета КАРПОВА,
обозреватель «ТР»

Полностью статью «Время новых решений» можно прочитать в №8 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


просмотры:

408

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться