Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Поддержат ли вагоны рублем?

Кризис ударил по отрасли железнодорожного машиностроения

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин дал поручение Минпромторгу России проработать меры поддержки транспортного машиностроения, в том числе для организации производства комплектующих к подвижному составу.

И хотя, по данным Росстата, производство грузовых магистральных вагонов широкой колеи в РФ по итогам первого полугодия 2021 года даже несколько выросло относительно аналогичного периода 2020–го (примерно на 7,7%, до 29,8 тыс. единиц), специалисты объясняют такой рост эффектом низкой базы: производство всех типов вагонов в России по итогам прошлого года упало почти на треть.

НУЖНЫ КОМПЛЕКСНЫЕ СУБСИДИИ

Несмотря на то, что доля железнодорожного машиностроения не превышает 1% в структуре ВВП (по оценкам ИПЕМ она составляет около 0,62%), отрасль дает значительный мультипликативный эффект в экономике. По модели межотраслевого баланса ИПЕМ каждый рубль выпущенной продукции железнодорожного машиностроения обеспечивает рост ВВП на 1,28 руб. (мультипликатор ВВП) и выпуск всех отраслей экономики – на 3 руб. (мультипликатор выпуска).

С января по июнь 2021 года общая стоимость отгруженной продукции железнодорожного машиностроения (без учета производства запчастей и услуг по ремонту) составила 153,84 млрд руб., что на 1% меньше, чем за аналогичный период 2020 года. Общая стоимость новой отгруженной продукции в 2020 году составила 455 млрд руб.

В ИПЕМ напоминают о том, что в нашей стране имеется богатый опыт субсидирования машиностроительных отраслей: в каждой сфере присутствует свой набор субсидий, применимых в том числе и к рынкам производства и эксплуатации нового железнодорожного подвижного состава. При этом, как показывает практика, эффективность развития отрасли обеспечивается совокупностью мер господдержки. В качестве одной из них специалисты ИПЕМ называют предоставление скидки на приобретение нового подвижного состава при сдаче старой техники на утилизацию.

Подобная идея возникла еще в прошлом году, когда ОАО «РЖД» предлагало внедрить схему trade–in, по которой железнодорожные операторы смогли бы покупать инновационные полувагоны дешевле с зачетом стоимости устаревших моделей. Данный механизм способен стать потенциально привлекательным для эксплуатантов подвижного состава, срок службы которого подходит к концу. Ведь за счет масштабной программы обновления вагонов, действовавшей в 2016–2020 годах, Россия получила один из самых молодых парков полувагонов в мире, средний возраст которого составил всего около 9 лет.

Но пока Минпромторг России такую инициативу не поддержал. Возможно, потому, что при применении этой схемы из–под исключаемых из эксплуатации вагонов на рынок выйдет много годных запасных частей.

На самом деле производителям целесообразно предоставить ряд субсидий в комплексе, продолжает тему руководитель отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ Игорь Скок. Они, скажем, могут не только касаться компенсаций затрат на НИОКР (в том числе на приобретение необходимого оборудования, зарплату сотрудникам и создание опытных образцов) и сертификацию, но и включать компенсацию части затрат на производство нового подвижного состава. Последняя мера также должна предусматривать выделение субсидий на приобретение комплектующих, содержание рабочих мест и/или компенсацию затрат на энергоресурсы, использованные при производстве вагонов. В идеале субсидии целесообразно предоставлять и в размере скидки покупателю на приобретение продукции. Плюс субсидии должны касаться компенсации части затрат на создание сети сервисных центров и оборотных складов комплектующих.

СОЗДАН КЛАСТЕР

В июле 2021 года Минпромторг России утвердил целевые показатели импортозамещения для железнодорожной отрасли до 2024 года. Согласно документу российские производители должны наладить выпуск автосцепок для поездов метро – долю этой продукции отечественного производства на рынке, как указано в документе, нужно нарастить до 20%, тогда как сейчас их никто в стране не производит.

Весной прошлого года Правительство РФ включило машиностроение в перечень пострадавших от коронавируса отраслей. Но в отношении железнодорожного машиностроения действовала всего одна прямая мера поддержки. В рамках постановления Правительства РФ № 667 от 13 мая 2020 года государство субсидировало приобретение вагонов–платформ, оборудованных фитинговыми упорами, с длиной по осям автосцепки менее 19 м, обеспечивающих перевозку колесной и гусеничной техники, а также маневровых локомотивов мощностью не более 1200 лошадиных сил.

По мнению руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александра Поликарпова, в первую очередь необходимо предоставить налоговые льготы или компенсацию части затрат при приобретении нового российского подвижного состава на основе долгосрочных контрактов.

В период кризиса производители техники предлагают создать единую базу потребностей машиностроительных и ремонтных предприятий, предоставить им дополнительные льготы, а также предусмотреть преференции покупателям продукции отечественного производства. Государство готово оказать поддержку российским производителям в освоении выпуска новых комплектующих. Об этом заявил премьер–министр РФ Михаил Мишустин в ходе посещения машиностроительных предприятий Тверской области.

Промышленный технопарк в Тверской области является одним из удачных примеров реализации ГЧП в сфере производства комплектующих для машиностроения. Правительство области уже приняло решение о создании кластера транспортного машиностроения, в состав которого войдут Тверской вагоностроительный завод, промышленный технопарк КСК («Ключевые системы и компоненты»), ряд малых и средних предприятий, учебных заведений региона. При этом ТВЗ станет якорным предприятием кластера, то есть завод будет площадкой для кооперации предприятий машиностроения, что позволит развивать производство экспортно–ориентированной продукции. Включение в состав кластера Тверского государственного технического университета и Тверского машиностроительного колледжа необходимо для обеспечения подготовки квалифицированных кадров в отрасли железнодорожного машиностроения. В ближайшее время регион направит заявку на включение кластера транспортного машиностроения в реестр Минпромторга России, это даст возможность привлекать на развитие производств федеральную господдержку. Предприятия, например, смогут получать компенсацию части затрат на приобретение оборудования, расходы капитального характера. Предполагаемый объем инвестиций из всех источников может превысить 6,5 млрд руб. До 2024 года на предприятиях планируется создать более 17,7 тыс. рабочих мест.

Полностью статью «Поддержат ли вагоны рублем?» можно прочитать в №36 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться