Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Мотор российской экономики

Состоялась встреча сенаторов РФ с генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым

В ходе встречи участники обсудили стратегию развития компании в условиях санкционного давления, вопросы повышения эффективности ее деятельности, влияния железнодорожных перевозок на экономическое развитие субъектов РФ и обеспечение транспортной доступности населения.

«Мы находимся на очень ответственном этапе в истории страны, когда всем нужно открыто обсуждать, как нам действовать, какие экономические инструменты применять, как поддержать наших граждан, нашу экономику, наши стратегические отрасли, включая, конечно, железнодорожные перевозки, – заявила Валентина Матвиенко. – Запад пытается всеми способами изолировать нашу страну, нарушая все писаные и неписаные правила международного сотрудничества. Но и в этих условиях наша общая цель остается неизменной – продолжить развитие регионов и страны в целом, несмотря ни на какие санкции и ограничения».

Российские железные дороги – крупнейший работодатель, инвестор и потребитель продукции отечественной промышленности, настоящий мотор российской экономики, от работы которого зависит положение тысяч предприятий и миллионов людей по всей стране, подчеркнула Валентина Матвиенко. В этой связи координация работы ОАО «РЖД» с регионами сегодня приобретает особое значение как для экономической стабильности в субъектах Федерации, так и для социального благополучия граждан.

По словам Валентины Матвиенко, руководство компании принимает оперативные решения, перестраивает работу под новые условия, прежде всего исходя из интересов граждан.

Председатель Совета Федерации выразила благодарность Олегу Белозерову за то, что компания оказала серьезную помощь жителям Донбасса, вынужденно покинувшим Донецкую и Луганскую народные республики. «С вашей стороны это очень благородный гуманитарный жест, за что хочу сказать руководству и коллективу РЖД большое спасибо. Мы снова убедились, что железные дороги – это не только про экономику, но и про помощь людям и социальные обязательства», – сказала Валентина Матвиенко.

Она подчеркнула, что у РЖД сформирована хорошая база, в прошлом году грузовые перевозки вышли на допандемийный уровень. Многое сделано для развития Восточного полигона, учитывая, что именно восточное направление сегодня является приоритетным для нашей внешнеторговой деятельности. Продолжается решение задач новой Транспортной стратегии Российской Федерации, в том числе идет работа по повышению пропускной способности путей, их электрификации, обновлению подвижного состава.

Касаясь темы грузоперевозок, глава СФ отметила, что простоев и задержек здесь быть не должно: сегодня вопросы логистики приобретают приоритетное значение, и мы рассчитываем, что РЖД сможет предусмотреть механизмы, не только гарантирующие бесперебойную поставку товаров по всей стране, но и учитывающие интересы грузоотправителей. Наш бизнес, наша промышленность сейчас должны получить максимальную поддержку.

Необходимо компенсировать нарушившиеся цепочки поставок с помощью железнодорожного транспорта, предприятия не должны простаивать. «Нужно понимать, как вывозить продукцию, какие альтернативные варианты транспортировки есть у наших экспортеров. Вы, как стратегическая отрасль, должны показать себя здесь с самой лучшей профессиональной стороны, – обратилась председатель СФ к главе холдинга. – Нужно активнее внедрять современные логистические решения. Рассчитываем услышать, на каком этапе в компании находится внедрение цифровых технологий и какие здесь возникают риски в связи с технологическими ограничениями со стороны недружественных государств».

Глава СФ отметила, что в РЖД всегда с большим вниманием относятся к инициативам сенаторов. За последние два года по просьбе регионов и в связи с обращениями сенаторов запущены 34 новых железнодорожных маршрута в 17 субъектах Российской Федерации.

В свою очередь Совет Федерации оперативно реагирует на просьбы компании в части совершенствования законодательства. Так, недавно парламентом был оперативно рассмотрен и одобрен закон о повышении устойчивости транспортного комплекса в условиях санкционного давления, инициированный Правительством РФ и нацеленный в том числе и на поддержку железнодорожной отрасли.

Валентина Матвиенко выразила уверенность, что руководство РЖД приложит все усилия, чтобы многотысячный коллектив компании сохранил работу и социальные гарантии в нынешней нестандартной экономической ситуации.

«Компания работает в условиях беспрецедентных вызовов и глобальных изменений. В этой ситуации наш курс на обеспечение надежности и безопасности перевозок остается неизменным, – заверил Олег Белозеров. – Железнодорожный транспорт в течение всей своей истории является надежной опорой государства, коллектив компании проявляет высочайший уровень единства и сплоченности. Мы выполняем все обязательства, гарантии и льготы перед сотрудниками, членами их семей, ветеранами железнодорожного транспорта, неукоснительно исполняем обязательства по заработной плате, социальному пакету и медицинскому обеспечению».

В качестве одной из мер поддержания стабильности в компании принято решение о приостановке всех оптимизационных мероприятий по сокращению персонала.

Сегодня управление РЖД и всем транспортным комплексом осуществляется в штабном режиме. В условиях, когда вся логистика претерпела изменения, только такой подход является оправданным.

Правительство Российской Федерации приостановило до 1 июля 2022 года действие Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. Утверждены Временные правила очередности доступа грузов к железной дороге, которые предусматривают переориентацию экспортных поставок с западного направления на восток. «Сейчас вся страна переориентировалась на восток, в этом направлении едет все, что мы производим, – уголь, продукция ЦБК, металл, окатыш. По согласованию с Минтрансом мы можем уточнять, какие грузы можно отправлять в первую очередь», – пояснил Олег Белозеров.

Российским железным дорогам нужна бюджетная субсидия в связи с ростом стоимости обслуживания долгового портфеля на фоне резкого увеличения ключевой ставки. Олег Белозеров обратился к сенаторам с просьбой оказать поддержку на покрытие заимствований.

Кроме того, он попросил ускорить принятие законопроекта о внедрении телемедицинских технологий при проведении предрейсовых медицинских осмотров машинистов, определить зоны ответственности для всех участников процесса при строительстве мостов и тоннелей через железнодорожные пути, обратить внимание на решение проблемы снижения уровня шума за счет установки шумозащитных экранов в зоне прохождения железной дороги по территориям жилой застройки. «Решение этой проблемы связано с финансированием, то есть повлияет на тарифы либо в пригородных, либо в пассажирских или грузовых перевозках», – пояснил глава РЖД.

Олег Белозеров заверил, что весь подвижной состав пригородного парка будет обновлен до 2024 года, это абсолютный приоритет. Российские машиностроители создали уникальные продукты, правительство выделило дополнительные средства в объеме порядка 40 млрд руб., которые заложены в программу по обновлению пригородного подвижного состава.

Особый акцент Олег Белозеров сделал на проблеме порожних вагонов. По его словам, пришло время установить встречную ответственность по перевозке грузов. Отказ ОАО «РЖД» от вагонов, находящихся в собственности, привел к изменению технологии курсирования порожних вагонов, к росту встречных пробегов. Решать задачу снижения порожних пробегов должны операторы подвижного состава – ОАО «РЖД» не участвует в этом процессе. Но тарифная система построена таким образом, что зачастую выгоднее гнать порожняк, чем везти груз. В итоге растет нагрузка на инфраструктуру, встречные порожние пробеги существенно снижают пропускные и провозные способности, что влияет на качество оказываемой ОАО «РЖД» услуги.

Поэтому компания предлагает поднять на 15% тариф на перевозку порожних полувагонов железнодорожным транспортом и ограничить максимально допустимую дальность порожнего пробега вагонов до 2 тыс. км. Это позволит решить проблему с логистикой грузов. Сейчас компании–операторы подвижного состава стараются максимально использовать имеющийся у них парк вагонов для экспортных перевозок каменного угля на дальние расстояния, а также для перевозок высокодоходных грузов. В результате порожние вагоны фактически проезжают мимо потенциальных грузоотправителей, в том числе предприятий, обеспечивающих автодорожный сектор минерально–строительными материалами, и создают очереди на перегруженных направлениях перевозок каменного угля.

Все это приводит к нерациональному использованию погрузочных ресурсов, повышению уровня загрузки пропускной способности наиболее востребованных участков железных дорог, замедлению оборачиваемости вагонов и, как следствие, возникновению локального дефицита подвижного состава в условиях его фактического профицита.

На нехватку полувагонов для завоза инертных материалов при строительстве скоростной магистрали М–12 Москва – Нижний Новгород – Казань обратил внимание сенатор Ленар Сафин. Как сказал Олег Белозеров, предложенные инициативы простимулируют операторов максимально задействовать парк порожних полувагонов под перевозки грузов, в том числе и для строительства автодорог.

«Сегодня у нас мобилизационная экономика. Железная дорога в мобилизационный период всегда жестко должна выполнять государевы задачи. Я считаю, что надо поставить на место этих частных операторов, чтобы они работали на страну, а не на зарабатывание денег. Они за копейки купили вагоны, их приватизировали и теперь диктуют условия. Так не работают в сложившейся текущей ситуации, – заявила Валентина Матвиенко. – Может быть, в этих условиях стоит все 100% вагонов передать в управление РЖД? Речь не идет об изъятии или национализации, но этих операторов нужно поставить на место. Большая часть вагонов, находящихся в частной собственности, просто стоят на железнодорожных путях, забивают их, снижают грузопропускную способность. Эту проблему необходимо оперативно решить. Те, кто проявит ответственность, пусть остаются на рынке, кто не готов – спасибо, до свидания, занимайтесь другим бизнесом».

Валентина Матвиенко поручила заместителю председателя СФ Николаю Журавлеву, председателю Комитета СФ по экономической политике Андрею Кутепову и председателю Комитета СФ по обороне и безопасности Виктору Бондареву совместно с РЖД проработать этот вопрос и внести соответствующие предложения.

Олег Белозеров ответил на многочисленные вопросы сенаторов, которые касались перспектив сохранения и расширения программы льготных перевозок детей к местам летнего отдыха, проведения природоохранных мероприятий на территориях, прилегающих к озеру Байкал, возможности привлечения частного бизнеса для строительства железнодорожной инфраструктуры, приведения в нормативное состояние опорной сети железных дорог, перспектив строительства Северного широтного хода.

В заключение Валентина Матвиенко дала поручения сенаторам, ответственным за то или иное направление, урегулировать на законодательном уровне вопросы, поднятые главой РЖД.

Татьяна ЛАРИОНОВА,

обозреватель «ТР»


просмотры:

2196

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться