Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Потенциал агрологистики

Объем перевозок продовольственной продукции по железной дороге растет

В прошлом году российский экспорт зерновых составил 43 млн тонн, а в 2022–м планируется довести этот показатель до 50 млн тонн. В этой связи возрастает роль железнодорожного транспорта, ведь западные рестрикции в области страхования судов и грузоперевозок создают препоны для российского экспорта продовольствия. В условиях закрытия части внешних рынков, а также логистических проблем с вывозом грузов на экспорт многие грузоотправители стараются переориентировать часть своей продукции на внутренний рынок.

Трудности логистики

По словам заместителя руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Александра Слободяника, к началу сентября объемы погрузки зерна на сети РЖД вполне сопоставимы с уровнем прошлого года. Более того, в связи с хорошим урожаем зерновых в перспективе ожидается рост отправки данной номенклатуры железнодорожным транспортом. Урожай зерновых в России в 2022 году может достигнуть рекордных 145 млн тонн.

В настоящий момент дружественные страны по–прежнему являются стратегическим экспортным направлением для отечественных производителей сельскохозяйственных и пищевых продуктов. Например, Китай открывает доступ не только российскому зерну, но и мясу, бобовым. Правда, в отличие от аграриев из Южного и Центрального федеральных округов возможности по увеличению экспорта зерна и продукции его переработки в Китай и страны Юго–Восточной Азии для сибирских сельхозпроизводителей ограничены пропускной способностью Восточного полигона. А транспортные издержки на перевозку выращенного в Сибири зерна, экспортируемого через порты Азово–Черноморского бассейна, достигают 50% от себестоимости, предопределяя его ценовую неконкурентоспособность.

Между тем профицит зерна в сибирских регионах в этом году может составить почти 6 млн тонн (с учетом переходящих запасов). По оценке региональных органов власти и экспертов, урожай зерна здесь превысит 16 млн тонн при внутреннем потреблении 10,4–10,8 млн тонн. Для устойчивого развития сельского хозяйства, а также пищевой и перерабатывающей промышленности из Сибирского федерального округа необходимо ежемесячно вывозить не менее 500 тыс. тонн зерна и продукции его переработки, в том числе на экспорт.

Ситуация на зерновом рынке Сибири подробно рассматривалась в ходе заседания экспертно–консультативного совета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение». Выводы однозначны: в России существенно меняются рынки сбыта, логистические и ценовые условия.

Как сообщили в Сибирском окружном информационном центре по итогам совещания полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолия Серышева о ходе проведения осенних полевых работ, железнодорожные перевозки муки, крупы и комбикормов из регионов СФО планируется включить в перечень субсидируемых. Для поддержки местной мукомольной отрасли предлагают предусмотреть и другие меры поддержки. В частности, предложено увеличить для сибирских аграриев объем субсидирования провозных платежей при экспорте сельскохозяйственной и продовольственной продукции, а также увеличить для регионов Сибири объем закупок в интервенционный фонд.

– Нужно продумать, как максимально облегчить выход сибирских аграриев на новые рынки сбыта, создавать мощности для глубокой переработки урожая, упростить процедуру участия в закупочных интервенциях, – считает Анатолий Серышев.

Общая посевная площадь в 2022 году в регионах Сибири составила более 14,4 млн гектаров, в том числе зерновых и зернобобовых культур – более 9,1 млн гектаров. Урожай в регионах СФО ожидается немного меньше уровня прошлого года: свои коррективы внесли неблагоприятные погодные условия. Для сравнения: в 2021 году в регионах Сибири было собрано более 17 млн тонн зерна при урожайности более 19 центнеров с гектара.

Впрочем, это не отменяет того очевидного факта, о котором уже давно говорят экологи: благодаря таянию вечной мерзлоты природные зоны Сибири сдвигаются севернее, и к середине столетия территория может стать главной житницей планеты.

Пока же сибирские экспортеры зерна и его продукции находятся в неравном положении по сравнению с крупными игроками из Южного и Центрального федеральных округов, именно они обеспечивают основные объемы экспортных поставок, обладая конкурентными преимуществами в виде оптимального географического положения и эффективной логистики.

Еще одна проблема, как известно, связана с необходимостью хранения зерна в старых складах, перевалочных пунктах, что может приводить даже к частичным потерям собранного урожая. Эта задача активно решается.

Президент РФ Владимир Путин в рамках VII Восточного экономического форума в дистанционном формате дал старт работе Забайкальского зернового терминала, который находится в приграничном поселке Забайкальске. Речь идет о первом в мире сухопутном зерновом терминале полного цикла.

Это самый мощный в России специализированный зерновой железнодорожный терминал с пропускной способностью до 8 млн тонн зерна в год. Уникальный проект решает и проблему разноколейности железнодорожных путей России и Китая, а главное – снимает инфраструктурные ограничения по доступу отечественных производителей и экспортеров на крупнейший в мире рынок Китая.

ГК «Новый сухопутный зерновой коридор» приступила к реализации программы по строительству семи узловых модернизированных линейных элеваторов вдоль Транссибирской магистрали общим объемом хранения в 1,4 млн тонн.

Наращиванию производства зерна на территории Сибири и Дальнего Востока в настоящий момент способствует внедрение международно признанного механизма «контрактного производства» зерновых. В его основе – заключение долгосрочных договоров на производство с авансированием до 50% от годовой стоимости производства с формульным определением цен и гарантированным спросом. Фактически речь идет о долгосрочном и плановом ведении производственной деятельности, которая только на первом этапе увеличивает объемы производства на 10 млн тонн в год. В ближайшие 12 лет инвестиции производителям составят более 270 млрд руб. В развитие инфраструктуры зерновой логистики и хранения урожаев – более 50 млрд руб.

«Евразийский агроэкспресс»

На полях ВЭФ между Дирекцией проекта АНО «Евразийская Агрологистика» и Российской торговой компанией (РТК) в Китае «Хуа Но Э Сян» (Группа ВЭБ.РФ) было подписано соглашение о сотрудничестве в рамках реализации совместного проекта государств – членов Евразийского экономического союза «Евразийский агроэкспресс».

Соглашение определяет рамки долгосрочного сотрудничества, цель которого – содействие экспортерам в развитии внешней торговли и организации международных железнодорожных и мультимодальных перевозок в рамках реализации совместного проекта государств – членов Евразийского экономического союза «Евразийский агроэкспресс» по осуществлению ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок сельхозпродукции и продовольствия в Китай. В феврале 2022 года проект был поддержан премьерами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России.

К настоящему времени маршруты агроэкспрессов организованы между Россией с одной стороны и Узбекистаном, Азербайджаном, Ираном – с другой. В текущем году планируется включить на регулярной основе в эти перевозки Белоруссию, Киргизию, Казахстан и Таджикистан. Намечается участие в этой системе Армении, Туркменистана и Турции.

Дирекция проекта и РТК договорились провести совместную выработку востребованных торговых сервисов в связке с транспортно–логистическим комплексом услуг, в том числе по вопросам организации быстрых и доступных перевозок грузов в контейнерах, предусматривая мультимодальные решения, содействие в поиске, подборе и переговорах с китайским покупателем, постепенный переход на цифровой формат и оказание спектра услуг в режиме «от поставщика до прилавка».

Партнерство по реализации проекта «Евразийский агроэкспресс» с РТК ориентировано на рост экспортных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия и на китайский рынок. С учетом ограничений китайской стороны в отношении поставок в связи с пандемией прогнозируемый годовой объем к началу 2023 года ожидается в объеме 500 тыс. тонн.

Но даже с учетом пандемийного фактора подобные цифры внушают оптимизм, так как ранее обеспечение грузовой базы продукцией АПК в заявленном объеме в Китай предполагалось лишь к 2025 году.

В условиях инфраструктурных и иных ограничений как в России, так и в странах ЕАЭС специалисты определяют точки агрохабов, оптово–распределительных центров, между которыми будут курсировать ускоренные контейнерные поезда для перевозки агропромышленной сельскохозяйственной продукции. Так, уже приняты решения и реализуются планы по строительству оптово–распределительных центров в Башкирии и Татарстане.

Маршруты таких контейнерных поездов, для которых введены пониженные перевозочные тарифы (в том числе транзитные), обеспечивают минимальные потери и порчу продовольственных товаров, особенно скоропортящихся, а также ускорение их трансграничной доставки. Товарный ассортимент перевозок в 2022 году увеличится примерно наполовину.

Ощутимый экономический эффект дает возможность обратной загрузки. К примеру, благодаря развитию проекта «Евразийский агроэкспресс» правительство Узбекистана планирует налаживать прямые поставки плодоовощной продукции не только в Россию, но и в Белоруссию. Таким образом, в сезон «весна – лето» россияне и белорусы получают узбекские черешню, персики, абрикосы, виноград, арбузы, дыни и баклажаны, а в осенне–зимний период – баклажаны, морковь, лук, чеснок, капусту, дыни и хурму.

Сейчас в процессе присоединения к проекту находится Киргизия. На данный момент руководство «Евразийского агроэкспресса» прорабатывает два маршрута: один проходит через Казахстан (Бишкек – Турксиб – Москва), а другой – через Узбекистан (Ош – Фергана – Ташкент – Москва). Оператор проекта АО «РЖД Логистика» закупает парк рефрижераторных контейнеров – он составит на текущем этапе до тысячи единиц с дальнейшим увеличением в зависимости от прироста объемов перевозок.

Артем ОЗУН, обозреватель «ТР»


просмотры:

1617

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться