Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Мощности речных портов и предприятий ждут полной загрузки

Основной обязанностью и задачей коллектива Обь–Иртышских путейцев является содержание водных путей бассейна в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для судоходства. Обь–Иртышский бассейн внутренних водных путей является одним из крупнейших в России, в его состав входят 14 627 км внутренних водных путей, из которых навигационными знаками в навигацию 2020 года обслуживались более 8700 км, а на 6192 км установлены средства навигационного оборудования 1–3–й категории с гарантированными габаритами судовых ходов. Речная магистраль Обь–Иртышского бассейна простирается от границы с Республикой Казахстан до арктического побережья России. Мониторинг состояния внутренних водных путей, обслуживаемых средствами навигационного оборудования, выполняется силами 62 обстановочных бригад, количество обслуживаемых знаков составляет более 11 тыс. единиц, действие навигационных знаков осуществляется в соответствии со схемами, принятыми на текущую навигацию.

Перевозки речным флотом всегда были и остаются конкурентоспособными, так как речной транспорт до сих пор является наиболее дешевым и экологичным. И государство делает все, чтобы переориентировать потребителей на этот вид перевозок. Одной из важных задач Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года является повышение пропускной способности внутренних водных путей как необходимое и основное условие роста объемов перевозок ВВТ.

VESTNIK K DNYU morsokgo i rechnogo flota 07 2021 3 1

В результате реализации стратегии предусмотрено приоритетное развитие ВВТ как экономичного, энергоэффективного, экологичного и безопасного вида транспорта. Это приведет к снижению грузонапряженности автомобильных и железных дорог на параллельных направлениях доставки массовых грузов в период навигации, росту объема завоза грузов внутренним водным транспортом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Стратегия предусматривает увеличение объемов речных перевозок в восточных бассейнах к 2030 году в 2,4 раза относительно аналогичного показателя 2010 года.

Кроме того, особое внимание региональных властей направлено на возможное увеличение перевозок грузов по рекам Обь–Иртышского бассейна до Северного морского пути. Это в первую очередь связано с выполнением поручений Президента России и реализацией планов Правительства РФ по увеличению грузопотоков через Северный морской путь.

В Омской области с этого года начинает разрабатываться концепция развития внутреннего водного транспорта. Решение об этом было принято на заседании рабочей группы по вопросам комплексного развития ВВТ под председательством губернатора региона Александра Буркова.

С докладом на совещании выступил руководитель ФБУ «Администрация «Обь–Иртышводпуть» Роман Чесноков. Он, в частности, подчеркнул, что мощности береговых перегрузочных комплексов портов и транспортных предприятий в настоящее время загружены только на 35% от своих возможностей. Так, в 2020 году по водным путям Обь–Иртышского бассейна было перевезено более 770 тыс. пассажиров и 8 млн тонн различных грузов.

Однако данные цифры не отражают истинной картины всего объема транспортировки грузов, поскольку основная их часть перевозится по автомобильным дорогам. При этом стоимость содержания одного километра автомобильной дороги кратно превышает аналогичный показатель на ВВП. Обладая очевидными преимуществами, такими как относительно небольшая себестоимость перевозок, возможность перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, способность доставки грузов в населенные пункты и предприятия, расположенные в труднодоступных и отдаленных местностях, а также низкие показатели аварийности и вредного воздействия на окружающую среду, внутренний водный транспорт проигрывает по привлекательности альтернативным видам транспорта – автомобильному и железнодорожному в вопросах сезонности перевозок, их продолжительности, а также возможности доставки грузов по схеме «от двери к двери».

VESTNIK K DNYU morsokgo i rechnogo flota 07 2021 3 3

Кроме этого, более четверти федеральных автомагистралей в летний период работают в режиме перегрузки. Как следствие, растет нагрузка на дорожное полотно, оно быстрее приходит в негодность и требует больших средств для производства ремонта. На реке проблемы недостатка пропускной способности не существует, в настоящее время пропускная способность водного пути в Омской области равняется примерно 17 млн тонн – следовательно, резерв по сравнению с фактической загрузкой огромен. При этом значительного роста перевозок в ближайшее время не предвидится. Кроме того, перевозка в первый период навигации (ориентировочная продолжительность которого составляет с ее начала по конец июня) экономически выгоднее, так как может быть использован крупнотоннажный флот, а его загрузка будет производиться на полную грузоподъемность.

Решением задачи увеличения доли перевозимых грузов речным флотом могло бы стать создание логистических центров на базе существующих крупных портов, в состав которых должны входить представители внутреннего водного, автомобильного и железнодорожного транспортов. При этом необходимо сформировать единую логистическую систему, создать единую информативную электронную базу, включающую сведения о перевозчиках региона и их возможностях, маршрутах, времени доставки грузов, стоимости транспортных услуг, а также другие сведения, представляющие интерес для потенциальных заказчиков – грузоотправителей и грузополуча[1]телей.

Создание таких транспортных кластеров позволит упорядочить доставку грузов, увеличить долю потока навалочных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов на водным транспорте, обеспечивая в комплексе безопасность и качество при наименьшей стоимости перевозок, а также сократить объем финансовых средств на содержание и ремонт путей альтернативных видов транспорта.

В целях привлекательности перевозок внутренним водным транспортом и реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» необходимо рассмотреть размещение пунктов весогабаритного контроля на основных автотранспортных магистралях, по которым идет грузопоток в трансграничном сообщении. Совокупность этих мер позволит увеличить объем перевозок грузов речным транспортом.

В настоящее время в Обь–Ир[1]тышском бассейне лицензии на осуществление перевозки пассажиров внутренним водным транспортом имеются у 70 судоходных компаний и частных предпринимателей, 18 из них зарегистрированы в Омской области. И если до недавнего времени в Омской области осуществлялось пригородное и межрегиональное водное сообщение, имелись прогулочные и экскурсионные маршруты, то в прошлую навигацию пассажирское судоходство в регионе было представлено лишь паромными переправами, пассажиропоток которых в 2020 году составил всего лишь 69,2 тыс. человек.

VESTNIK K DNYU morsokgo i rechnogo flota 07 2021 3 4

В связи с этим было обращено внимание на необходимость развития в Омской области пассажирских перевозок и речного туризма, который на современном этапе является наиболее интересным для семейного отдыха. Однако становлению речного туризма препятствует отсутствие единого подхода к формированию разнообразных маршрутов и инфраструктуры туристической сферы, отвечающей требованиям текущего времени – современных речных вокзалов, остановочных пунктов, «зеленых стоянок», пунктов питания и т. д. Единственный пассажирский причал в городе Омске находится в аварийном состоянии и требует капитально–восстановительного ремонта.

Кроме этого, необходима государственная программа по строительству комфортабельных круизных судов с соответствующим уровнем обслуживания, скоростных и пассажирских судов. Реализация такой программы позволит нарастить объем пассажирских перевозок на социально значимых маршрутах и обеспечить в течение навигационного периода доставку пассажиров в приречные районы Омской области.

Исторически пассажирские перевозки в Омской области осуществляли ПАО «Иртышское пароходство» и АО «Омский речной порт». Внутригородские и внутрирегиональные перевозки выполнялись судами типа «Восход», «Заря», «Москва». Межрегиональное рейсовое водное сообщение Омска с ХМАО и ЯНАО реализовывалось водоизмещающими судами. В навигацию 2020 года данные пассажирские перевозки не осуществлялись.

В эту навигацию взят курс на возобновление пассажирских перевозок по Иртышу. АО «Омский речной порт» спустя несколько лет начал перевозить пассажиров по пригородному маршруту Омск – Большеречье. С конца мая на маршруте в 240 км заработал скоростной пассажирский теплоход «Заря–353» пассажировместимостью 45 человек. С перерывом в три года Омский речной порт возобновил и дачный маршрут Центр – Зеленый берег. Теплоходы «Москва» начали курсировать по Иртышу четыре раза в неделю.

И все–таки глобально решить проблему помогло бы создание пассажирской компании в форме акционерного общества со 100%–ным участием Омской области, которая позволит восстановить ранее действовавшие пригородные (так называемые дачные) маршруты, а также совместно с министерством культуры Омской области разработать и открыть новые перспективные туристические маршруты.

Развитие внутреннего водного транспорта, запланированное на перспективу не в один десяток лет, невозможно без обновления парка существующего и эксплуатируемого флота, как транспортного, позволяющего обеспечить рентабельность пассажирских и грузовых перевозок, так и современного технического флота, с помощью которого обеспечиваются безопасные условия судоходства на востребованных водных путях, в том числе за счет качественного содержания их инфраструктуры в целом, как с зарегулированным стоком воды, так и находящихся в естественном состоянии.


просмотры:

971

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться