Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Реактивный ресурс

В подготовке специалистов железнодорожные вузы ориентируются на запросы работодателей

В 2021 году на первый курс по программам высшего и среднего профессионального образования в университеты путей сообщения, подведомственные Федеральному агентству железнодорожного транспорта, было зачислено 36 тыс. студентов. Из них более 20 тыс. студентов поступили на бюджетные места. В числе наиболее популярных среди абитуриентов программ обучения, к примеру, такие: «Эксплуатация железных дорог», «Системы обеспечения движения поездов», «Инфокоммуникационные системы и технологии», «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей», «Информатика и вычислительная техника».

Для того чтобы адекватно отвечать на вызовы времени, система подготовки кадров для железнодорожного транспорта совершенствуется, стремясь повысить свою эффективность. Активная цифровизация всех отраслей экономики, в особенности транспортной, позволяет оперативно корректировать учебные планы под запросы обучающегося и его потенциального работодателя. Новые направления подготовки открываются прежде всего с учетом интересов крупнейшего из них — ОАО «РЖД».

В настоящий момент усилия Росжелдора направлены на приведение отраслевой системы подготовки кадров в соответствие с современными потребностями железнодорожных предприятий. Упор в ней делается на подготовку высококвалифицированных кадров в условиях инновационного развития железнодорожного транспорта.

Только за последний год во всех университетах путей сообщения открыто 29 новых направлений подготовки, включая и бакалавриат, и магистратуру, по разным профилям. Так, в Уральском государственном университете путей сообщения появилось направление подготовки «Технология транспортных процессов» по профилю «Цифровой транспорт и логистика», «Менеджмент» по профилю «Инновационные технологии управления на транспорте». В Ростовском государственном университете путей сообщения открылось направление подготовки «Системное программирование и технологии искусственного интеллекта». В этом году студенты приступили к изучению информационных и коммуникационных технологий в сфере проектирования, разработки, внедрения и эксплуатации средств вычислительной техники и информационных систем, управления их жизненным циклом. Кстати, больше всего новых направлений подготовки в этом году открыто именно в РГУПСе — девять.  

Сегодня упор на цифровые технологии в образовательной отрасли — это мировой тренд. В период пандемии отраслевое образование стало одной из первых отраслей, которым пришлось оперативно перестраиваться, апробируя возможности внедрения передовых инновационных технологий и дистанционных форм обучения. К примеру, в Дальневосточном государственном университете путей сообщения с 2019 года работает лаборатория беспилотных и цифровых технологий. Студенты, используя специальное оборудование, могут визуализировать объекты строительства и реконструкции в виде 3D-объектов с анализом проблемных мест.

Не случайно тренажеры с использованием технологии виртуальной реальности, разработанные в Петербургском, Ростовском и Иркутском университетах путей сообщения, были продемонстрированы на стенде Росжелдора на Транспортной неделе — 2021. Одна из инноваций — виртуальный тренажер «Осмотрщик вагонов», позволяющий отработать практические навыки в процессе освоения рабочей специальности.

Виртуальный тренажер «Осмотрщик вагонов» активно используется преподавателями ПГУПСа в учебном процессе. В ходе его использования оператор обучается регламенту осмотра, запоминает основные позиции, их порядок и типовые неисправности элементов. Также тренажер предоставляет возможность прослушивания лекционного материала, когда пользователь получает минимально необходимую информацию по каждому элементу и позиции осмотра. Благодаря использованию технологии виртуальной реальности обучающийся осваивает методику осмотра труднодоступных элементов и правила использования регламентированных инструментов.

Уровень материально-технической базы любого вуза — основа качественного образования. В университетах путей сообщения, помимо текущего и капитального ремонта корпусов, кампусов, регулярно ведется работа по оснащению оборудованием лабораторий и научных центров. Например, до конца 2021 года в Самарском государственном университете путей сообщения будет создан Центр компетенций по внедрению BIM-технологий для проектирования объектов железнодорожного транспорта. В этом же вузе сейчас идут работы по оснащению лаборатории по поиску новых возможностей применения альтернативных видов топлива на транспорте. Также в СамГУПСе создана лаборатория сквозных цифровых технологий на транспорте, предназначенная для проведения научных исследований по развитию алгоритмов и методов обработки информации и управления в области транспорта с использованием технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, «Интернета вещей», обработки больших данных с целью их адаптации к условиям работы на РЖД. На базе СГУПСа был введен в эксплуатацию новый корпус Сибирского научно-исследовательского института мостов.

В 2021 году ПГУПС вошел в список университетов, где будет реализована программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». В университете планируется модернизировать научную базу по четырем стратегическим проектам: «Развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения и магнитолевитационных технологий», «Безопасная транспортная экосистема магистральной инфраструктуры», «Развитие объектов транспортной инфраструктуры в арктической зоне России» и «Цифровая экосистема интеллектуальных приоритетов для транспорта и логистики». На базе ПГУПСа планируется создание научно-исследовательской лаборатории, где будут разрабатываться инновационные, готовые к внедрению технологические и цифровые решения в рамках жизненного цикла объектов транспортной инфраструктуры в особых условиях. Обновленная научно-производственная база позволит сотрудникам университета совместно со студентами разрабатывать технологии, которые будут соответствовать запросам железнодорожной отрасли.

В 2021 году только в учебных заведениях среднего профессионального образования будут созданы 232 учебных лаборатории, где учащиеся смогут отрабатывать практические навыки и сдавать демонстрационные экзамены.

Дальнейшее совершенствование системы кадрового обеспечения железнодорожного транспорта предполагает объективный учет возможности вузов реализовывать адаптированные к специфическим условиям университетские программы развития. Принимая во внимание уровень развития современных технологий, за счет новых подходов к обучению и повышения его качества будут создаваться новые направления подготовки. Весьма перспективной является практика обмена опытом с ведущими российскими и зарубежными вузами.

Система отраслевого образования имеет уникальные особенности. Ее развитие будет обусловлено наличием заказа на подготовку со стороны бизнеса, в первую очередь — целевого приема от ОАО «РЖД», других транспортных компаний, адаптацией числа принимаемых в вузы молодых людей и обучающихся к реальным региональным потребностям. Выпускники железнодорожных вузов всегда востребованы на современном рынке труда.

Подготовка железнодорожных кадров обусловлена следующей спецификой: необходимостью обеспечения мобилизационной готовности, линейной протяженностью сети железных дорог и необходимостью учета этой особенности при кадровом обеспечении, в том числе через территориальное закрепление выпускников. Для воспроизводства высококвалифицированного персонала с высшим и средним профессиональным образованием Федеральным агентством железнодорожного транспорта продолжает реализовываться практика целевого направления молодежи на обучение в университетские комплексы железнодорожного транспорта.

Такая практика является гарантией последующего трудоустройства выпускников вузов. Средний показатель по их трудоустройству по итогам 2021 года может приблизиться к отметке в 90%. Таким образом, повышается эффективность расходования бюджетных средств на подготовку специалистов, которые трудоустраиваются по специальности. Росжелдор учитывает различный уровень подготовки школьников к ЕГЭ в крупных городах и отдаленных населенных пунктах, а десятилетиями складывающаяся система целевой подготовки на железнодорожном транспорте, доказавшая свою успешность, способствует реализации федеральных и региональных программ социально-экономического развития регионов с невысоким уровнем жизни.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться