Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Реализовать потенциал

Конкурентоспособная экономика – залог будущего региона

Новосибирская область – ключевой регион Сибири и занимает особое место на карте России. Развитая логистическая инфраструктура и наличие всех видов транспорта делают регион уникальным транспортно–распределительным узлом Сибири и Дальнего Востока. В текущем непростом периоде для страны необходимо эффективно и достойно реализовать этот потенциал. В целом приоритетами региона остаются конкурентоспособная экономика, развитие человеческого капитала и создание современной среды для жизни, уверен губернатор Новосибирской области Андрей ТРАВНИКОВ.

– Андрей Александрович, в последние годы Новосибирская область сохраняет положительную динамику экономического развития. Удалось ли ее сохранить в текущем непростом периоде?

– Действительно, в текущем году экономика Новосибирской области, как и в целом страны, подверглась негативному воздействию, вызванному сложившейся непростой геополитической ситуацией, санкционным давлением. Тем не менее по итогам первого полугодия, как и по итогам 2021 года, по большинству показателей социально–экономического развития Новосибирской области сложилась положительная динамика. Незначительная негативная тенденция в рассматриваемых периодах сохраняется в оптовой торговле, что связано в большей степени с нарушением логистических процессов, обусловленных санкционным давлением со стороны недружественных стран, значительным ограничением по внешнеэкономической деятельности, а также с высоким уровнем развития отрасли в период 2017– 2018 годов, когда сложилась высокая база.

– Как оцениваете исполнение национальных проектов в условиях экономической неопределенности?

– Динамику реализации нацпроектов оцениваем положительно. Объемы финансирования и результаты в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в регионе растут: в 2021 году объем финансирования составил 6,4 млрд руб., в 2022 году – 8,1 млрд руб. По состоянию на 5 августа 2022 года кассовое исполнение составляет 46,1%. В 2022 году успешно проведена контрактация объектов дорожной отрасли. В рамках нацпроекта БКД ведутся работы на 107 дорожных объектах, из них 96 – вводные. Уже завершены работы на 27 объектах, из них 10 введены в эксплуатацию. Всего по итогам дорожных работ, выполненных за 5 лет в Новосибирской области, отремонтированы, реконструированы и построены 960 км дорог, установлены почти 100 светофоров и более 10,5 тыс. дорожных знаков, 20 км освещения – это неплохой результат.

– В регионе есть большой опыт реализации проектов государственно–частного партнерства (ГЧП). Насколько перспективен этот механизм в условиях новых вызовов в экономике страны?

– Считаем, что ГЧП является перспективной формой реализации инфраструктурных проектов, позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств, существенно снижая нагрузку на бюджет региона, и обеспечить создание большего количества объектов социальной инфраструктуры. Механизмы ГЧП дополняют и расширяют инструменты федеральной поддержки в условиях новых вызовов в экономике страны. Особенно это актуально в отношении транспортных проектов с учетом постепенной переориентации транспортных потоков на азиатские направления, что формирует перспективы формирования в Новосибирской области новых транспортных артерий и развития старых на основе инвестиционных механизмов ГЧП с привлечением внебюджетного финансирования. В условиях возрастания нагрузки на транспортную сеть инструменты ГЧП позволят не только строить, но и эффективно эксплуатировать объекты транспортной инфраструктуры.

На основе крупнейшего в регионе транспортного проекта – «Строительство мостового перехода через р. Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска», реализуемого на принципах концессии, регион приобрел уникальный опыт в сфере ГЧП. Наработки и компетенции, приобретенные в рамках данного проекта, используются для развития на основе ГЧП не только транспортной, но и социальной инфраструктуры в регионе. Думаю, в дальнейшем механизмы ГЧП, безусловно, будут востребованы и эффективно использованы в условиях новой экономической реальности с целью перспективного развития Новосибирской области и страны в целом.

– С прошлого года в Новосибирской области стартовала программа строительства инфраструктуры за счет инструментов «инфраструктурного меню». Насколько эффективен этот инструмент?

– С конца 2020 года правительством Новосибирской области ведется работа по реализации постановления Правительства РФ № 1704 – одного из инструментов «инфраструктурного меню». Документом предполагается, что средства бюджета субъекта, высвобождаемые в 2021–2024 годах в результате снижения объема погашения задолженности региона перед Федерацией по бюджетным кредитам, будут направлены на создание новых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Списанию подлежит задолженность субъекта в объеме поступления в федеральный бюджет в течение периода погашения реструктурированной задолженности налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов.

Механизм направлен на поддержку инвестиционной активности регионов, привлечение частных инвестиций и дополнительных налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, а также на создание новых рабочих мест, что позволит одновременно направлять средства на развитие экономики и снижать долговую нагрузку регионов.

В настоящее время в соответствии с актуализированной заявкой Новосибирской области в сводный перечень входят 29 инвестиционных проектов, общий объем инвестиций которых составляет 202,5 млрд руб., для реализации которых планируется построить более 10 км автомобильных дорог. Общая стоимость строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры – 14,4 млрд руб.

Общий лимит высвобожденных в результате списания долгов по бюджетным кредитам, который будет направлен на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, составляет 15,07 млрд руб. Реализация данных проектов позволит создать 6880 рабочих мест и более 70 млрд руб. налоговых отчислений в бюджеты всех уровней за 10 лет реализации проектов.

В частности, на территории Новосибирской области в период 2021–2024 годов планируется создать объекты инфраструктуры, необходимые для развития: промышленно–логистического парка Новосибирской области; технопарка Новосибирского Академгородка на площадках по ул. Инженерная и в п. Ложок Барышевского сельсовета Новосибирского района; создаваемого индустриального парка «Южный ПЛП»; комплексной парковой зоны «Верх–Тулинский»; территорий опережающего социально– экономического развития «Линево» и «Горный».

Кроме того, в Новосибирской области реализуются инфраструктурные проекты с применением механизма предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов. Этот механизм позволяет привлекать федеральные средства на реализацию инфраструктурных проектов под меньший процент по сравнению с банковским финансированием. На текущий момент область привлекла средства инфраструктурного бюджетного кредита на реализацию восьми проектов, в частности в целях строительства автомобильной дороги общего пользования в рамках комплексной застройки жилого квартала на территории Новосибирска.

– Какова политика региона в части предоставления мер государственной поддержки бизнесу в текущих условиях – в преломлении на транспортную сферу?

– Мы принимаем беспрецедентные меры, направленные на оптимизацию совершения таможенных операций. В приоритетном порядке совершаются таможенные операции по перечню первоочередных товаров, на треть сокращено время проведения таможенных осмотров декларируемых грузов.

В части авиаперевозок с 13 июня 2022 года в аэропорту Толмачево авиакомпания «Авиастар–ТУ» после проработки с Новосибирской таможней реализует новую логистическую схему ввоза в Россию товаров из Китая воздушным транспортом.

Важную роль в работе Новосибирского транспортно–логистического узла сыграли складские комплексы и логистические парки. В настоящий момент в Новосибирской области развиты три транспортных коридора: Западный, Восточный и Южный. Основныескладские мощности располагаются на левом берегу Оби – 79%, на правом берегу – оставшийся 21%. Соответственно, запад имеет перевес по направлению выезда из новосибирского узла. В восточном направлении значительно меньше складских мощностей. В связи с этим в 2022 году идет активное развитие Восточной транспортно– логистической зоны, которая разделит грузопотоки для правой и левой частей города, разгрузит улично–дорожную сеть Новосибирска. Данное направление весьма выгодно для концентрации грузопотоков с Востока, из Забайкалья и Китая.

В 2022 году планируется начать реализацию развития железнодорожной и контейнерной инфраструктуры промышленно–логистического парка «Мошковский». В парке планируется реализовать полный логистический цикл глубокой переработки древесины: доставка сырья – переработка древесины – погрузка в контейнеры – формирование контейнерного поезда. В настоящее время реализованы первые три фазы, а контейнерный поезд формируется на «Евросибе» или в Клещихе (в зависимости от загруженности терминала).

В конце 2022 года в промышленно–логистическом парке «Восточный» запланирован ввод первого этапа контейнерного терминала «Восточные Ворота» (входит в группу компаний «Максима Логистик», которая является одним из крупнейших логистических операторов России).

Стоит отметить, что в настоящее время в работе находится проект совместного предприятия на базе терминально–логистического центра «Евросиб–Терминал–Новосибирск» и Китайских железных дорог, основной задачей которого является обеспечение и управление контейнерным парком.

Минэкономразвития Новосибирской области совместно с минтрансом Новосибирской области, Агентством инвестиционного развития Новосибирской области и Новосибирской таможней в регулярном режиме работают с предприятиями региона над решением возникающих проблем по логистике.

Новой мерой поддержки транспортных компаний является софинансирование транспортировки продукции субъектов малого и среднего предпринимательства. Центр поддержки экспорта Новосибирской области софинансирует транспортировку продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, предназначенной для экспорта.

Новая мера, которую очень ждали экспортеры, – субсидия до 80% транспортных расходов по российскому плечу до границы – появилась у Центра поддержки экспорта в этом году. Условия софинансирования: не более 500 тыс. руб. на один субъект малого и среднего предпринимательства и не более 5 млн руб. на статью. Эта услуга включает в себя содействие в организации и осуществлении транспортировки продукции, погрузочно–разгрузочных работ, перегрузки с одного транспорта на другой, сортировки, консолидации, разукрупнения, маркировки, паллетирования, переупаковки продукции субъекта малого и среднего предпринимательства на территории РФ в целях экспорта продукции на внешние рынки.

– Какие приоритеты ставит в своем развитии регион на долгосрочную перспективу?

– К 2030 году Новосибирская область станет территорией, привлекательной для жизни и ведения бизнеса, создающей условия для гармоничного развития человека и устойчивого роста экономики, опирающейся на интеграцию значительного научно–образовательного потенциала и эффективной бизнес–среды. Достичь желаемого будущего позволит реализация стратегических приоритетов, определенных Стратегией социально–экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года. Это развитие человеческого капитала и социальной сферы, развитие конкурентоспособной экономики с высоким уровнем предпринимательской активности и конкуренции, а также создание современной и безопасной среды для жизни, преображение городов и поселков Новосибирской области. Вместе с тем в настоящее время планируется корректировка отдельных направлений Стратегии социально–экономического развития Новосибирской области с учетом национальных целей развития и целевых показателей их достижения до 2030 года, Единого плана по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, факторов, оказывающих влияние на социально–экономическое развитие региона в связи с геополитической обстановкой.

vestnik 14102022 obl ovosib


ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться