Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Дону требуется помощь

Судоходство по реке становится все проблемнее

По Дону – водной магистрали международного значения – осуществляется более 70% от общего объема речных перевозок страны и проходят основные экспортно–импортные грузопотоки.

Между тем реки России, и Дон в том числе, с каждым годом становятся все маловоднее.

Формирование речного стока бассейна реки Дон происходит водотоками с территории 15 субъектов Российской Федерации. Самым напряженным участком бассейна является Нижний Дон, территориально расположенный в Ростовской области.

Сейчас ежегодное водопотребление в Ростовской области составляет более четырех кубокилометров. К 2025 году этот показатель вырастет до 4,7 кубокилометра. Между тем весной 2020 года весенний приток в Цимлянское водохранилище, единственное на Дону, составил только треть от нормы – чуть более трех кубокилометров. Это самый маловодный год за время наблюдений, как отметил недавно первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров.

В соответствии же с европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения река должна иметь гарантированную глубину судового хода не менее четырех метров.

Но, как сообщил руководитель ФБУ «Администрация Азово–Донского бассейна внутренних водных путей» Сергей Гайдаев, многие участки Нижнего Дона, от Кочетовского гидроузла до города Аксай, являются лимитирующими, на которых проходная осадка судов составляет гораздо меньшие значения.

6 1

– Навигация 2020 года была крайне маловодной, – рассказал Сергей Константинович. – Средняя глубина на лимитирующем участке водного пути ниже Кочетовского гидроузла была 310–330 см (при гарантиро-ванной навигационной глубине 340 см), а на завершающем этапе навигации и вовсе составляла 290 см. В связи с этим уже в апреле 2020 года  Росморречфлотом были введены ограничения по осадке судов на нескольких участках рек Дон и Северский Донец. Судоходные компании были вынуждены организовывать  паузку судов, когда на речное судно перегружается груз с другого судна, которое не может перейти через перекат во время мелководья. Перед лимитирующим участком водного пути за навигационный период осуществило паузку 171 судно. Общий объем таких операций составляет 446 тыс. тонн, из них нефтепродукты – 435 тыс. тонн, сухие грузы – 11 тыс. тонн.

Как отмечают в ФБУ «Азово–Донская бассейновая администрация внутренних водных путей», несмотря на непростые для судоходства условия, речники достойно провели навигацию 2020 года. Объем перевозок по итогам навигации составил 10 млн 273 тыс. тонн и вырос по сравнению с предыдущим годом на 4,3%. Транзитные перевозки увеличились на 5,8% и достигли 9 млн тонн. Причем основной объем перевозок (82,3%) пришелся на направление север–юг.

Однако маловодность реки по–прежнему остается главной проблемой речников Дона. Из–за маловодности 2020 года и ряда прошлых лет Цимлянское водохранилище, главный водоснабжающий резервуар для Нижнего Дона, не набрало своей проектной отметки 36 м. За весь прошлый год максимальная отметка Цимлянского водохранилища наблюдалась с 2 по 7 июня 2020 года и составляла 33,5 м. На конец навигации уровень упал до 31,9 м.

– Наиболее проблемным для судоходства был участок на Нижнем Дону – от Кочетовского гидроузла до станицы Багаевская, – отметил Сергей Гайдаев. – Во–первых, на всем его протяжении идет чередование расширений и узостей. Русло во многих местах делится на рукава и протоки, образуя острова. Перекаты преимущественно островные или рукавные, имеются и перевальные – типа «россыпи».

Во–вторых, имеются крутые излучины, которые не дают возможности просматривать судовой ход. На многих изгибах действуют прижимные и свальные течения. Таких отрезков насчитывается больше десятка, в среднем 1–2 участка со свальным или прижимным течением на 10 км пути.

На отрезке от Кочетовского гидроузла до станицы Раздорская расположены три колена с поворотом более 90 градусов: Молчановское (140 градусов), Усть–Сальское (160 градусов) и Поречное – (110 градусов). Да еще и сильный ветер вызывает сгон воды, который ощущается до станицы Мелиховской. Величина снижения уровня воды в реке при сгонах может составлять до 0,1–0,2 м у станицы Раздорская и до 2 м в районе Аксая.

Маловодный 2020 год к уже существующим проблемным участкам добавил еще один. Это отрезок от Константиновского гидроузла до Кочетовского, захватывающий реку Северский Донец от устья до Усть–Донецкого порта. Здесь пониженные уровни воды в силу низких попусков из Цимлянского водохранилища и особенностей технических характеристик Кочетовского гидроузла отмечались весь период навигации.

В какой–то степени помогали решать проблему дноуглубительные работы. Ежегодно они проводятся в объемах порядка 1,3 млн кубометров. Если бы их не проводили, перевозки по реке вообще могли бы остановиться. Были разработаны 35 лимитирующих перекатов на реке Дон и восемь лимитирующих участков на реке Северский Донец.

Но, по мнению Сергея Гайданова, дноуглубительными работами положение не исправить, поскольку эффект от них непродолжительный. Единственный выход, как он считает, – создание подпора для стабилизации уровня воды на лимитирующем участке. А подпор – это гидроузел, шлюзы и плотины. Наполнение же Цимлянского водохранилища в последние годы не превышает 50%.

Для современных судов с загрузкой свыше 5 тыс. тонн необходима осадка четыре метра. Только в прошлом году два десятка таких судов были спущены на воду. Но по маловодной реке «пятитысячники» не пройдут. Водный путь Нижнего Дона уже на пределе своих возможностей.

– Сейчас высота воды Цимлянского водохранилища – 32,21 метра по Балтийской системе. Чтобы уровень водозапаса достиг необходимых 36 метров, приток воды во время весеннего таяния снега должен быть 8,8 кубических километра. Этой зимой количество выпавшего снега в бассейне Дона соответствует норме, – сообщил Сергей Гайдаев. – Это позволит избежать маловодья и обеспечит достаточный приток воды в период весеннего таяния снега. С учетом такого погодного сценария, возможно, не будет вводиться ограничение на водохозяйственную деятельность в бассейне реки Дон, в том числе и для водного транспорта. На сегодняшний день мы пока не понимаем, что будет происходить с Цимлянским водохранилищем. Насколько оно наполнится и какие объемы будут поступать в Нижний Дон, чтобы мы могли обеспечить гарантированные глубины на судовом ходу. Однако данные Гидрометцентра говорят о том, что снегозапас в бассейне Дона соответствует норме.

Эксперты считают, что у Дона сегодня несколько основных проблем: обмеление и связанное с ним увеличение донных отложений, разрастание водорослей, загрязненность и нерациональное водопользование. Но главная носит технический характер: поддержанием уровня воды в реке в целом занимаются слабо. Изменить ситуацию мог бы Багаевский гидроузел. Масштабный проект обеспечил бы необходимые габариты водных путей и улучшил водохозяйственную обстановку в регионе. Но введение его в эксплуатацию отложено: до сих пор не определен подрядчик второго этапа строительства. При этом Багаевский гидроузел поможет в решении проблемы маловодности Дона, если будет завершена конфигурация всей системы гидроузлов Волго–Донского бассейна и налажена их скоординированная работа.

В сентябре 2020 года Президентом России было дано поручение по разработке национального проекта, направленного на развитие внутреннего водного транспорта и финансовое  обеспечение содержания внутренних водных путей.

– На мой взгляд, в нем необходимо предусмотреть реализацию мероприятий, увеличивающих пропускную способность внутренних водных путей, так как существующие сегодня  лимитирующие участки снижают эффективность перевозок водным транспортом, – считает Сергей Гайдаев. – Суда не могут быть загружены на полную осадку, и, как следствие, происходит снижение грузопотоков, в основном экспортного направления, что приводит к уменьшению транзитного потенциала страны, а также к потерям налоговых поступлений. Скажем, в прошлую навигацию объемы перевозок выросли на 4,7%, но при этом судозаходов стало больше на 15%. Это значит, что суда шли недозагруженными. И, следовательно, затраты на перевозку одной тонны груза выросли.

Что касается конкретно Азово–Донского бассейна, то в данном нацпроекте необходимо предусмотреть строительство Багаевского гидроузла на реке Дон, срок реализации которого в соответствии с постановлением Правительства России был перенесен на 2023 год.

6 2

Все это в немалой степени волнует жителей и органы власти регионов, по территории которых течет Дон. Например, результатом недавнего заседания совместной рабочей группы парламентов Ростовской и Волгоградской областей стало решение о подготовке обращения к Правительству и Федеральному Собранию РФ о необходимости разработки и принятия государственной программы, направленной на комплексное оздоровление и развитие Дона и водных объектов донского бассейна. Документ вынесут на рассмотрение очередной конференции Южно–Российской парламентской ассоциации, которая пройдет в мае 2021 года. Реке Дон срочно нужна помощь…


просмотры:

834

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться