Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Заказчик силен подрядчиком

Если этот подрядчик – ГУП РО «РостовАвтоДор»

Государственное унитарное предприятие Ростовской области «РостовАвтоДор» уверенно входит в число лидеров дорожно–строительной отрасли Юга России. Мощная производственная база, профессиональный коллектив и наработанный опыт позволяют компании оставаться активным участником реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также ряда других федеральных, региональных и муниципальных программ. На сегодняшний день у предприятия есть все возможности решать задачи любой сложности по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог.

ИЗ ИСТОРИИ КОМПАНИИ

Если говорить о ГУП РО «РостовАвтоДор» как о качественном представителе дорожно–строительной отрасли, то стоит отметить, что немаловажную роль в судьбе организации сыграл губернатор Ростовской области Василий Голубев, который уделяет особое внимание предприятиям дорожной отрасли, считая ее одним из локомотивов экономики Донского края. Благоприятные условия, созданные на территории региона, позволили ГУП РО «РостовАвтоДор» вырасти в мощную структуру, которая за прошедшие годы зарекомендовала себя в качестве ответственного и добросовестного исполнителя региональных и муниципальных контрактов. Стоит также отметить и особую роль в судьбе этого и других дорожных предприятий регионального министерства транспорта, которым руководит потомственный дорожник Владимир Окунев. Именно постоянные требования министра о повышении качества дорожного покрытия послужили причиной модернизации материально–технической базы организации.

Однако во многом становление ГУП РО «РостовАвтоДор» как слаженной системы – это заслуга руководства компании, которое вовремя провело процедуру реорганизации, в результате чего разрозненные дорожные управления объединились в единое областное предприятие. Это позволило оздоровить организацию, создать надежного подрядчика, который в рамках своих возможностей участвует в обеспечении безопасного и бесперебойного проезда по сети дорог регионального и межмуниципального значения. Именно в период формирования компании в том виде, в котором она представлена на рынке дорожно–строительных услуг в настоящее время, ставка была сделана на создание предприятия полного производственного цикла. И подобный рациональный подход себя полностью оправдал.

На сегодняшний день в собственности РостовАвтоДора – 17 асфальтобетонных заводов, три карьера минерального сырья и камнедробильные установки, битумные хранилища, 36 производственных баз, передвижная и стационарные дорожно–строительные лаборатории, три линии по производству ЖБИ, цех по изготовлению дорожных знаков, более 900 единиц автотранспортных средств и механизмов.

12 13 2

В ШТАТНОМ РЕЖИМЕ

Последний год не был простым для экономики страны из–за распространения коронавируса. «Однако дорожной отрасли удалось сохранить наработанные позиции благодаря тому, что она была включена в число специальных направлений, которых не коснулись ограничения, введенные в связи с пандемией, – рассказал директор предприятия Андрей Богданов. – ГУП РО «РостовАвтоДор» – это жизненно важная структура для экономики региона в целом, поскольку обеспечивает бесперебойную работу множества предприятий–смежников, не только осуществляющих автоперевозки по дорожной сети региона, но и производящих широкий спектр работ и услуг, необходимых для функционирования дорожной отрасли Донского края. Так что компания работала в штатном режиме, но со строгим соблюдением всех требований Роспотребнадзора. В частности, был создан штаб для координации работы в режиме действия коронавирусных ограничений, усилены санитарные меры, закуплено необходимое количество средств индивидуальной защиты и др. Все эти меры позволили пережить непростое время без потерь и остановки ежедневной работы».

В текущем году предприятие продолжает работу на десятках объектов, в том числе в рамках национальных проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Жилье и городская среда». Наиболее масштабные из них – капитальный ремонт на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Элиста – с. Ремонтное – пос. Зимовники (от границы Калмыкии) в Ремонтненском районе; капитальный ремонт участка автомобильной  дороги общего пользования регионального значения ст. Казанская – ст. Шумилинская – х. Раскольный в Верхнедонском районе; строительство автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Еляна микрорайона № 5 жилого комплекса Левенцовский в Ростове–на–Дону. Всего же силами РостовАвтоДора производятся работы более чем на 50 объектах муниципального и регионального значения.

12 13 3

ЗИМА НА ДОНУ

Одним из основных направлений деятельности предприятия является содержание сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального уровня в Ростовской области. Это 4,4 тыс. км дорог областного значения (или 60% от всей протяженности региональных дорог) и 1,7 тыс. км – муниципального. Зима – всегда наиболее ответственный период: от того, насколько быстро и качественно подрядная организация выполнит комплекс работ, будет зависеть бесперебойный и безопасный проезд транспорта по дорожной сети. Наиболее сложной в осенне–зимний период 2020/2021 годов была ситуация на востоке, юго–востоке и севере области. Уже во второй декаде ноября сюда пришел мощный снежный заряд с сильными восточными ветрами.

«Циклон накрыл Зимовниковский, Дубовский, Пролетарский, Заветинский, Ремонтнинский, Семикаракорский районы, – отметил заместитель директора по содержанию, эксплуатации автомобильных дорог и безопасности дорожного движения ГУП РО «РостовАвтоДор» Сергей Лиманов. – За небольшой промежуток времени выпала полуторамесячная норма снежных осадков. Ситуация усугубилась сильным восточным ветром и низовой метелью, при которой на расчищенных участках дорог буквально за 15–20 минут образовывались сугробы. Такие мощные снежные заряды в дальнейшем неоднократно накрывали область. Приходилось несколько раз задействовать даже роторные снегоочистители, что не часто бывает в Ростовской области. В отдельные дни образовывалось такое явление, как «черный лед», когда при отрицательных температурах идет замерзающий дождь, из–за чего за считаные минуты на проезжей части образуется ледяная корка. Также частые переходы через отметку ноль градусов способствовали большому количеству дней, при которых происходило образование гололеда.

Уникальность географического положения области заключается в том, что зима начинается с первых чисел ноября, а отдельные снежные заряды могут доходить до конца марта. Вроде бы временной период меньше, чем в центральных, восточных и северных регионах страны, но число переходов через ноль в Ростовской области остается одним из самых высоких в России: в среднем 50 и более за сезон».

12 13 4

Все это существенно усложняло дорожные условия. Однако благодаря профессионализму и хорошей технической оснащенности РостовАвтоДора обошлось без ЧП. При обильном снегопаде дорожная техника должна выполнять целый комплекс работ, в том числе устранить снежные заносы строго в нормативные сроки, а также обеспечить распределение противогололедных материалов. Своевременное выполнение полного комплекса дорожных работ по зимнему содержанию обеспечил парк техники и механизмов: 129 комбинированных дорожных машин, 36 автогрейдеров, 44 погрузчика, 11 роторных снегоочистителей, а также другая техника. Вся она работала без простоев, да и выходов из строя было гораздо меньше, чем в прошлые годы благодаря обновленному парку машин и механизмов, так как дополнительно были закуплены 20 самосвалов с зимним оборудованием.

ПО НОВОМУ РЕГЛАМЕНТУ

В числе основных направлений деятельности РостовАвтоДора – капитальный ремонт и строительство дорог. Важнейшим этапом дорожной отрасли может стать переход на технический регламент Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог». В рамках новой технической политики в Ростовской области на регулярной основе происходит работа по внедрению новых технологий, применяемых в дорожном строительстве. За последнее время была модифицирована и расширена классификация по наибольшему размеру минеральных зерен в смеси, состав которых проектируют и определяют на специализированном комплекте сит. Все это требует модернизации материально–технической базы, и в частности, обновления оборудования дорожной лаборатории предприятия, а также повышения квалификации сотрудников, работающих в ней.

Массово перейти на контракты по ТР ТС 014/2011 в Ростовской области планируется только с 2022 года. В РостовАвтоДоре переходу на новые технологические рельсы предшествовала масштабная подготовка. В частности, в мае прошлого года в Семикаракорском районе области был запущен новый асфальтобетонный завод башенного типа с шестифракционной системой дозирования минералов ДС–206. Он оснащен компьютерной системой управления, позволяющей автоматизировать все технологические процессы приготовления асфальтобетонных смесей. Производительность завода составляет 160 тонн в час. Для его бесперебойной работы дополнительно закуплена новая техника. Первые машины с асфальтобетоном были отправлены с Семикаракорского АБЗ на объект капитального ремонта – дорогу Шахты – Цимлянск.

12 13 5

Основополагающим фактором ТР ТС 14/2011 является соответствие требованиям технического регламента всего спектра применяемых в дорожном строительстве материалов: песка, щебня и гравия, минерального порошка, битума и битумных мастик. При этом не все производители инертных материалов оказались готовы к новым требованиям и смогли вовремя перестроиться на новые правила.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Ситуация неопределенности усугубляется рядом нерешенных вопросов в ценообразовании. Повышение качества входящих материалов и усложнение технологических цепочек приводит к удорожанию конечного продукта – в данном случае стоимости работ в рамках капитального ремонта или строительства километра дороги. Такое повышение может достигать 50%. Проблема в том, что в настоящее время не утверждены государственные расценки на основную часть материалов в рамках нового технического регламента. Действующий базисно–индексный метод здесь не подходит, потому что не отражает реальных затрат подрядных организаций. Именно поэтому сейчас государственный заказчик делает попытки перейти на ресурсный метод ценообразования.

«2021–й год является переходным периодом, – отметил Андрей Богданов. – Контракты по новым правилам начнут заключаться только со следующего года». Тем не менее участники рынка выражают озабоченность в связи с тем, что отрасль окажется не готова к переменам. Чтобы подстраховаться, РостовАвтоДор планирует вести переговоры с поставщиками из соседних регионов – Воронежской области и Краснодарского края.

12 13 6

«Дорожники – конечное звено в цепи, – пояснил Андрей Богданов. – Мы только потребители материалов, которые производят другие участники рынка. Начинать надо именно с них. В противном случае отрасль может столкнуться с дефицитом основных дорожно–строительных материалов, а это негативно скажется на реализации федеральных и региональных проектов. Заказчик в лице министерства транспорта Ростовской области оказывает всю возможную технологическую и методическую помощь по переходу на ТР ТС 014/2011. Здесь я могу лишь процитировать известную среди профессионалов поговорку: «Заказчик силен подрядчиком». Однако предстоит еще многое сделать, чтобы не остановить работу дорожного комплекса. Это наше общее дело, наша общая забота».

КЖЦ

Облегчить задачи долгосрочного планирования и повышения эффективности работы дорожных предприятий призвано применение контрактов жизненного цикла (КЖЦ).

По сути, это долгосрочное соглашение с подрядной организацией на обслуживание закрепленного договором участка автодороги, который предварительно должен быть капитально отремонтирован (построен либо реконструирован). Преимущество КЖЦ в том, что подрядчики заинтересованы в долгосрочной эксплуатации объекта, который они

привели в нормативное состояние, и несут за него ответственность. Это во многом гарантирует своевременность и качество выполнения эксплуатационных работ. В КЖЦ входят ремонт и полный цикл содержания дороги: уборка мусора, покос травы, планировка обочин, откосов земляного полотна, установка дорожных знаков, пластиковых сигнальных столбиков и содержание искусственных сооружений (если они имеются на объекте), а также другой комплекс работ по содержанию.

Впервые такие контракты были заключены в Ростовской области в 2020 году в рамках реализации регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Всего в области заключены 29 таких контрактов, из них 12 приходятся на РостовАвтоДор. Сроки их действия – три года, до 31 июля 2023 года. В частности, один из участков, который теперь перешел на принцип КЖЦ, находится в Ремонтненском районе – это подъезд к селу Ремонтному от автодороги Элиста – Ремонтное – Зимовники. В 2020 году участок дороги привели в нормативное состояние. На объекте применили полимерно–битумные стыковочные ленты, которые обеспечивают долгосрочную герметизацию стыков и сопряжений асфальтобетонных покрытий. Насколько этот механизм будет удачным – покажет время, говорят дорожники.

КОМФОРТНАЯ СРЕДА

Одним из направлений деятельности ГУП РО «РостовАвтоДор» являются работы по благоустройству территорий. Для этого создано отдельное подразделение, штат которого полностью укомплектован высокопрофессиональными специалистами. «Каждый год разыгрываются контракты на более чем 40 объектов, что говорит о том, что внимание областных и муниципальных властей к обустройству окружающей среды повышается, – рассказал главный инженер по благоустройству ГУП РО «РостовАвтоДор» Мартирос Тирацуян. – В 2020 году нами были реализованы десять объектов благоустройства в Ремонтненском, Красносулинском, Белокалитвинском, Вешенском и других районах Ростовской области. В текущем году объем работ примерно сопоставимый». Это направление работ в последние годы набирает обороты в том числе благодаря федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды», который реализуется при совокупном финансировании из местного, регионального и федерального бюджетов.

К примеру, в 2019 году силами компании был благоустроен Петровский бульвар на участке от ул. Мира до ул. Московской в городе Азов – главная прогулочная зона города. В рамках проекта произведены устройство уличного освещения, замена асфальтобетонного и плиточного покрытия пешеходных дорожек. Особенность этого и других проектов в том, что они максимально учитывают местную специфику. Так, в августе 2020 года завершилось благоустройство парка в хуторе Шаумяновский Егорлыкского района. Территория площадью четыре гектара, на которой расположился парк, ранее была пустырем. Проектировщики учли национальные и культурные особенности хутора: его изюминкой стал фонтан в виде знака «Вечность», взятого из армянской символики. Главная аллея от фонтана ведет к церкви, строительство которой планируют завершить в ближайшие несколько лет.

В декабре 2020 года с опережением почти на год силами компании была завершена реконструкция центральной площади Майдан в Белой Калитве. Дизайнеры сделали все для того, чтобы сохранить историческое предназначение площади как центра общественной жизни всего города. После реконструкции здесь появились три зоны: торговая, активная – с детской и спортивной площадками, сценой, и тихая – с зонами отдыха. Изюминками проекта стали арт–объекты в виде водяной мельницы и обзорная площадка с видом на реку Калитва и пешеходным мостом. В текущем году один из многих интересных объектов – благоустройство территории микрорайона Суворовский – парка в честь 70–летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Проект предусматривает устройство пешеходных дорожек, велодорожек, амфитеатра, малых архитектурных форм, детских игровых и спортивных комплексов, комплексного озеленения, площадки для сбора ТКО. Также в текущем году будет производиться благоустройство территорий в Ремонтненском, Заветинском, Сальском, Пролетарском, Азовском, Чертковском, Матвеево–Курганском, Аксайском и других районах области.

СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Важнейшим вопросом для компании является дефицит кадров. К сожалению, в последние годы теме профессионального технического образовании не уделялось должного внимания – дорожная отрасль ведь не всегда была перспективной. В результате сегодня имеется нехватка специалистов среднего звена, особенно рабочих специальностей. Квалифицированные бульдозеристы, грейдеристы, экскаваторщики, машинисты асфальтоукладчиков и механизаторы другой дорожной техники – вот кто сегодня на вес золота. Задача руководителей отрасли состоит в том, чтобы возродить рабочие профессии и повысить их престижность, уверены в РостовАвтоДоре. Это хорошо понимают и в правительстве области: совсем недавно при министерстве транспорта Ростовской области был создан общественный совет по кадровой политике. Со своей стороны РостовАвтоДор готов и дальше продолжать практику целевого обучения, когда предприятие платит за образование перспективных молодых специалистов, которые впоследствии приходят работать в компанию.

Тем более что здесь предлагают более чем конкурентоспособную зарплату, к тому же соблюдаются все социальные гарантии и нормы, сохранилась даже такая традиция советских времен, как физкультура и спорт на предприятии: есть своя любительская команда по волейболу. В январе–феврале 2021 года она стала победителем трех турниров, которые проводились между любительскими командами по волейболу в Зимовниках, Сальске и селе Ремонтном. Социальная ответственность распространяется не только на своих работников, но и на жителей города Азов, где располагаются головной офис и производственная площадка РостовАвтоДора.

12 13 7

По сути, РостовАвтоДор является одним из системообразующих предприятий Азова, поэтому в очень многих социально значимых мероприятиях он принимает посильное участие. Например, в прошлом году компания стала инициатором конкурса рисунков «Азов глазами детей», который был приурочен к празднованию Дня города – 953–й годовщине основания. Работы десяти победителей были напечатаны на больших билбордах и вывешены для просмотра в разных уголках города. А в текущем году по инициативе компании проводился конкурс чтецов, приуроченный к дню освобождения города от немецко–фашистских захватчиков. Конечно, это не слишком масштабные мероприятия, но они – часть жизни простых людей, и сопричастность к ней отличает надежную компанию от однодневки. В этом смысле ГУП РО «РостовАвтоДор» не просто реализует возложенные на него обязанности, но также находит возможность для участия в социальных проектах, которые, без сомнения, важны для жителей Донского края.


просмотры:

952

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться