Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Сибирский характер

 |  Информация

Николая Аксененко никогда не пугали ни трудности, ни ответственность. 

15 марта бывшему министру путей сообщения и вице–премьеру РФ Николаю Аксененко исполнилось бы 75 лет. Он ушел из жизни 20 июля 2005 года – слишком рано, говорят его друзья и коллеги. В их памяти он навсегда останется человеком честным, справедливым, с настоящим сибирским характером.

Знаменитый земляк

В родной школе Николая Емельяновича, что в Мошковском районе Новосибирской области, около 20 лет работает музей его имени, а каждый ученик, заходя в здание, проходит мимо его мемориальной доски. Ежегодно в школе в его честь проходят баскетбольные турниры и боксерские поединки, а совместно с районным краеведческим музеем – Уроки памяти. 15 марта 2019 года на такое мероприятие в честь 70–летия со дня рождения знаменитого земляка приехали преподаватели и студенты Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, выпускником которого был Николай Емельянович. Его имя носит привокзальная площадь станции Мошково, расположенная на Транссибирской магистрали, а перед железнодорожным вокзалом установлена памятная стела.
В последний раз в родной школе Николай Емельянович побывал спустя три десятилетия после ее окончания, 24 мая 1998 года. Это был желанный гость, и как бывший выпускник, и как государственный деятель. Годы не изменили его лучшие черты характера – при встречах с бывшими педагогами и одноклассниками он был доброжелателен, прост и искренен в общении.
Тогда же Аксененко увидел хозяйским глазом, что в родной школе перекошены и разбиты двери, осыпаются и рушатся стены, крепятся подпорками потолки. Спустя год, после капитального ремонта, здание было не узнать…
Именно в этих краях, которые принято называть сибирской глубинкой, на полпути между Новосибирском и Томском, родился в нелегкое послевоенное время будущий министр и вице–премьер России. Сообщение с внешним миром – повозка, запряженная лошадью. До райцентра – километры ухабов….
Николай был тринадцатым ребенком в семье, самым младшим. Отец, Емельян Федорович, работал помощником машиниста. Мать, Анна Степановна, занималась детьми и хозяйством.
Учился Николай хорошо, легко давались физика, математика, химия, очень любил историю. Много времени отдавал спорту, любовь к которому пронес через всю жизнь.
Окончив школу в 1966 году, Николай уехал в Новосибирск и стал слесарем–сборщиком на авиазаводе имени Чкалова, а годом позже стал студентом Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта по специальности «инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог». Отец отговаривал: знал, какая адская это работа. Не переубедил…

Лидер по натуре

«Мы познакомились в институте, жили в одном общежитии. Еще в студенческие годы он активно проявлял себя в общественной жизни – был старостой группы и потока, курировал спортивно–массовую работу в вузе, играл в футбол и занимался боксом. Он был очень заметным – высокий, спортивный, настоящий заводила, вокруг которого всегда было много людей, – вспоминает Николай Никифоров. Ныне он возглавляет ЦС ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России, а до этого 17 лет руководил Российским профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей. Николай Алексеевич особо отметил, что выросший в многодетной семье Аксененко всегда поддерживал ребят, особенно младших. Никого не давал в обиду, заступался и давал советы как старший товарищ. «Очень правильный, справедливый человек», – подчеркнул Никифоров.
Вспомнил он такую забавную историю. Один из преподавателей на экзамене по «Организации движения поездов» был в раздумье – ставить пятерку или четверку? Потом вдруг посмотрел на Аксененко и сказал: «Четверку тебе ставить нельзя, ты ж министром путей сообщения станешь». Профессор как в воду глядел.
Не только однокурсники, но и педагоги видели, что Аксененко – лидер по натуре. Это проявлялось не только в учебе и общественной работе. Студенты, как известно, люди небогатые, на стипендию в 33 руб. не пошикуешь. Вот и пришлось ребятам подрабатывать – разгружать по ночам вагоны. И Николай нередко брал на себя самую тяжелую работу. Здоровье позволяло: рост под два метра, широк в плечах, силой не обделен…
В институте он познакомился с будущей женой Галиной. «Мне очень повезло, что судьба свела меня именно с ней, – говорил он позднее. – Нам удалось сохранить чувства и восприятие друг друга такими, какими они были еще в студенческие годы. Должен признаться, что в большей степени это заслуга жены».

Движение вверх

Перед выпуском Аксененко получил предложение продолжить обучение в аспирантуре, но он твердо решил заниматься конкретной практикой. Начинал в 1972 году дежурным по станции Нижнеудинск Иркутской области. Возглавлял Нижнеудинское отделение Восточно–Сибирской железной дороги Геннадий Фадеев, со временем ставший главой союзного МПС. Именно тогда началось их сотрудничество, продолжавшееся много лет. В Нижнеудинске Аксененко пошел на повышение – стал начальником станции.
В 1979 году Николая Аксененко переводят на Юго–Восточную железную дорогу. В 1984 году следует новый переезд – на Октябрьскую дорогу, которой в то время руководил Геннадий Фадеев. «Я предложил ему поехать в Мурманское отделение дороги, где сложилась тяжелая ситуация. Сказал: «Наладишь там работу, верну тебя в Ленинград». Он согласился, и за короткий срок справился с поставленной задачей», – рассказывал Геннадий Матвеевич.
Судьба бросала Николая с места на место, с одной дороги на другую, и повсюду он достигал успехов. Не боялся брать на себя ответственность. И когда он говорил: «Мне до всего есть дело», это были не пустые слова, а было естественное проявление характера.
В 1986 году Аксененко стал заместителем начальника Октябрьской дороги по экономическим вопросам. «Он зарекомендовал себя как надежный, эффективный руководитель. Даже не знаю, когда он отдыхал, все время – на рабочем месте», – отмечал Геннадий Фадеев. И коллеги по Октябрьской дороге вспоминают Аксененко как честного, талантливого руководителя, способного решать самые сложные задачи.

На высоком посту

В 1994 году Аксененко приходит в министерство по приглашению Геннадия Фадеева, занявшего к тому времени пост главы МПС, и становится его заместителем по пассажирским перевозкам. Через три года он сменяет Фадеева на высоком посту. «Он стал министром в очень непростое время – страна переживала дефолт, было много проблем. Но благодаря его знаниям и опыту железнодорожная сеть работала устойчиво», – говорил Геннадий Фадеев.
Да, в сложное время Аксененко принял масштабную государственную монополию, справедливо названную «кровеносной системой страны», которой постоянно пользуется половина населения, и по которой перевозится две трети грузов, а одновременно в пути находятся десятки тыс. вагонов. «Железка» – это более 120 тыс. км стальных магистралей и пять миллионов работников и их семей.
В конце «лихих 90–х» резко упал объем грузовой работы, железнодорожники переходили на неполный рабочий день, предстояло сократить сотни тысяч человек. «Тогда под руководством и при непосредственном участии Аксененко была разработана и утверждена «Федеральная целевая программа на 1998–2000 годы по содействию занятости высвобождаемых работников», которая предусматривала господдержку, открытие новых рабочих мест, переподготовку и повышение квалификации сотрудников отрасли. Последовательная реализация программы обеспечила сохранение костяка квалифицированных кадров, – вспоминал бывший первый вице–президент РЖД, а позднее – президент Российского университета транспорта (МИИТ) Вадим Морозов. – При Аксененко были отрегулированы цены на проезд железнодорожным транспортом, налажено транзитное сообщение через территорию России, достроена железная дорога в Чечне, возведено множество локомотивных депо, цехов и вокзалов, преобразовался его родной институт – нынешний Сибирский государственный университет путей сообщения… Возобновились работы на Байкало–Амурской магистрали, что было абсолютно необходимо для достижения ее рентабельности».
Чтобы хоть приблизительно представить сложность работы железнодорожников, надо побывать в Центре управления перевозками, где на табло размером в три этажа ползут разноцветные поезда. По цвету определяется, что в них за груз, вовремя ли идет, или с опозданием… Именно при Аксененко была внедрена система современной оптоволоконной связи, воплощением которой и является это трехэтажное табло, во многом благодаря которому отечественные железные дороги оказались самыми безопасными в мире.
По словам Николая Никифорова, министр Аксененко очень многое сделал в плане социального обеспечения железнодорожников: занимался отраслевым здравоохранением, объектами социальной сферы, на новый уровень вышла работа транспортных вузов. «Он знал, чем живут рядовые железнодорожники, и в своей работе ориентировался на их интересы».
Коллеги вспоминают, что его никогда не пугали сложные задачи, он не боялся брать на себя ответственность. Не испугался он и когда 15 мая 1998 года шахтеры Кузбасса перекрыли Транссибирскую магистраль. Трое суток рабочие оставались на путях и требовали выплатить долги по зарплате. В результате железнодорожные составы вынуждены были следовать по обходному маршруту. Аксененко вылетел в Кузбасс и вместе с занимавшим в то время пост начальника Западно–Сибирской дороги Владимиром Старостенко начал вести переговоры с забастовщиками. Дорога снова заработала.
Николай Емельянович, по словам бывшего министра энергетики России Виктора Калюжного, был трудоголиком – его рабочий день начинался в 7 утра, а заканчивался ближе к ночи. Совещания у министра длились не больше 35 минут, а выходя с них, каждый понимал, что нужно делать и куда идти.
В мае 1999 года Аксененко, оставшись министром. стал первым вице–премьером в правительстве Сергея Степашина. Так решил президент Борис Ельцин. Вот как он писал в книге «Президентский марафон»: «Николай Аксененко, министр путей сообщения. Решительный, твердый, обаятельный, знает, как с людьми говорить, прошел долгий трудовой путь, поднялся, что называется, от земли. Сильный руководитель».
Высокий пост Николай Емельянович оставил в январе 2000–го, не согласившись с планами демонополизации своего ведомства. Эту идею активно проталкивал Анатолий Чубайс, истинное лицо которого мы теперь знаем. Аксененко предпочел сохранить столь мощную структуру единой.
Труд Аксененко на посту министра был высоко оценен Родиной: в марте 1999 года он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.

«Ушел в расцвете сил…»

Тяжелый труд, немыслимое напряжение буден подкосили сибирского исполина. И хотя, по его собственному признанию, он запретил себе болеть, медицина рассудила иначе. Несколько лет у Аксененко доктора наблюдали отрицательную динамику состояния здоровья. Врачи старались сделать все, чтобы продлить ему жизнь, однако даже операции не могли поставить на ноги Николая Емельяновича. Последние два года провел в больничной палате. Надеялся на выздоровление до последнего, хотя и понимал, что шансов у него не много. Врачи удивлялись силе его организма. Он перенес две тяжелейшие операции по пересадке внутренних органов. Донором во время одной операции был его сын. В момент смерти с ним были жена и дети.
«К сожалению, Николай Емельянович не успел полностью реализовать свой огромный потенциал и ушел в самом расцвете сил. Вне всякого сомнения, он еще многое смог бы дать отрасли», – уверен Николай Никифоров.
Николая Аксененко похоронили в Санкт–Петербурге на Никольском кладбище Александро–
Невской лавры. Ему было 56 лет. Сотни людей провожали его в последний путь. Венки прислали правительство РФ, первый президент России Борис Ельцин, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, руководители региональных железных дорог, митрополит Санкт–Петербургский и Ладожский Владимир и футбольный клуб «Локомотив».
Память о Николае Емельяновиче живет. Его имя носит двухпалубный автомобильно–пассажирский паром, построенный для Керченской паромной переправы.
Совсем недавно, 3 октября 2023, на стадионе «Локомотив» открыли звезду его имени.

Владимир ГОНДУСОВ


просмотры:

772

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться